Вы здесь

2.1. «Маленький человек» и его хронотоп. Петербург Самсона Вырина

35 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Polina Lektorium
Polina Lektorium
Лекториум
Не в сети
2.1. «Маленький человек» и его хронотоп. Петербург Самсона Вырина

Посмотрите художественный  фильм «Станционный смотритель», поставленный режиссёром Сергеем Соловьёвым в 1972 году и выполните следующие задания:

1. Выберите заголовок для фрагмента фильма на 21.00-22.30 минутах и прокомментируйте свой выбор:

тревога
раскаяние
обман 
унижение

2. Выберите заголовок для фрагмента фильма на 34.00-36.50 минутах и прокомментируйте свой выбор:

тревога
раскаяние
обман
унижение

3. Выберите заголовок для фрагмента фильма на 49.00-51.00 минутах и прокомментируйте свой выбор:  

тревога
раскаяние
обман
унижение

4. Выберите заголовок для фрагмента фильма на 1.00.10 - 1.02.00 минутах и прокомментируйте свой выбор:

тревога
раскаяние
обман
унижение

Аватар пользователя Та
Та
Не в сети

1.Обман

2.Тревога

3.Унижение

4. Раскаяние

Аватар пользователя Юлия Малкова
Юлия Малкова
Не в сети

Верно! Спасибо за ответ и за помощь в ведении коммуникации:)

Аватар пользователя Екатерина
Екатерина
Не в сети

В первом фрагменте фильма Самсон Вырин рассказывает, как гусар Минский, не желая расставаться с Дуней, притворился больным. Смотритель предложил ему свою кровать, дочка не отходила от кровати "больного". Данный отрывок я назвала бы "Обман". 

В следующем фрагменте нам показаны чувства бедного смотрителя, который понимает, что гусар мог увезти Дуню с собой. Его сердце начинает ныть, им овладевает беспокойство, он направляется к обедне - сначала шагом, затем он переходит в бег. Самсон Вырин спрашивает у дьячка, была ли Дуня у обедни, и получает отрицательный ответ. Название этому фрагменту - "Тревога".

Третий отрывок - "Унижение". Минский показывает своё отношение к отцу Дуни, который случайным образом узнал, где живёт дочка, поднялся к ней и увидел Дуню и Минского. Гусар начинает кричать: "Что ты за мною всюду крадёшься, как разбойник? Или хочешь меня зарезать?" Он не понимает чувств отца Дуни, он не может понять, что чувствует Самсон Вырин к своей дочери. Минский хватает его за ворот и выталкивает Вырина на лестницу. 

Название последнему фрагменту - "Раскаяние". Мы узнаём, что Дуня спустя несколько лет приезжала к отцу, но она опоздала. Самсон Вырин не выдержал горя, он спился. Дуня долго рыдает, лёжа у его могилы.

Мне кажется, бедный Самсон Вырин является самым настоящим, самым "живым" героем этой повести. В его сердце живёт огромная любовь к своей дочери, он способен чувствовать. Он погибает, не выдержав разлуки с Дуней. И если Минскому чужды чувства отца, если он не понимает их и уверен в том, что может откупиться деньгами, может ли он по-настоящему любить девушку? Если Дуня решается навестить отца лишь через три с половиной года, знает ли она, что такое - настоящая любовь? И кто знает, как развернулись бы события, если бы Минский не оттолкнул бедного человека, если бы он понял его, а Дуня не закрылась от любящего её отца и хотя бы поддерживала с ним связь.

Аватар пользователя Юлия Малкова
Юлия Малкова
Не в сети

Спасибо! Всё правильно и очень хороший комментарий: развёрнутый, эмоциональный, в меру патетический.

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

1. Обманом, мнимой болезнью гусар продлевает свое пребывание с целью очаровать Дуню.
2. Тревога отца о дочери, предчувствие недоброго, укрепляющееся и подтверждающееся отсутствием Дуни в церкви. Смутная тревога, перерастающая в мучительное волнение.
3. Унижение. Минский, не церемонясь, выталкивает старого солдата с тремя медалями, отца выкраденной им малолетней девочки (хотя в фильме Дуне явно не 15), унижает его и унижается сам.
4. Раскаяние. После долгих лет молчания Дуня ехала каяться к отцу, но не успела. Нет возможности выпросить прощения.
Вообще очень неприятное ощущение от фильма, слишком мало у него общего с повестью.

 

Аватар пользователя Та
Та
Не в сети

Добрый день, Евгения!

А можете пояснить, что особенно Вам не понравилось в фильме, что исказил С.Соловьев?

 

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Добрый день! Попытаюсь.
Образы вышли совершенно другие. Особенно сомнамбулически-томная Дуня, тенью скользящая по дому, - полная противоположность Дуни пушкинской, живой, общительной "маленькой кокетки" 14-ти лет! Искренне повеселил меня ее "обморок" в фильме.
Меланхолический рассказчик тоже, подстать Дуне, явно не тот, который может сказать: "Много могу я насчитать поцелуев, с тех пор, как этим занимаюсь".
А как показана в фильме сцена, описанная так:"и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы"...
А как важны мелочи! Например, что смотритель пошел к обедне, почувствовав недоброе, именно пошел, а не побежал.
В принципе, можно открыть повесть, провести сравнение каждой сцены и увидеть, что здесь почти всё иначе (а ведь в повестях таких каждое слово весомо). Да, иногда особое видение режиссера не нуждается в досканальном воспроизведении текста, но в итоге смысл сохраняется. Здесь мы видим просто некий фильм с таким же названием, как повесть. Здесь только внешняя канва взята у Пушкина, под ней же всё рассыпается. В повести Пушкина проблема выбора Дуни, трагедия всех таких Дунь, "упавших с возу", едва ли менее важна, чем трагедия брошенного отца. Фильм же вышел поучительным, наверно, и преследуя таковую цель. Другой вопрос, что мы не избалованы хорошими экранизациями Пушкина, потому и такие фильмы должны радовать.
Конечно, это мое субъективное восприятие, и можно и нужно глубже анализировать взаимосвязь фильма и текста.
 

Аватар пользователя Та
Та
Не в сети

Спасибо за ответ. Действительно фильм больше про отца. Его трактовка меня устроила. 

А вот про Дуню ( у Пушкина она действительно другая) , мне  показалось, что оставлен открытый конец.

И я полагаю, что возможно, у неё всё нормально сложилось.

Аватар пользователя Elenka
Elenka
Не в сети

Я бы так озаглавила эти эпизоды: 1. Обман (Минский претворился, что заболел внезапно, то есть обманул и Дуню, и станционного смотрителя). 2. Тревога (в этом эпизоде довольно понятно изображено нарастание тревоги отца за свою дочь. Он пешком, бегом пустился  в соседнее село, где обычно Дуня бывает в церкви, но её там не было). 3. Унижение. ( сцена, когда отец приходит к Дуне уже в Петербурге. Минский же грубо выталкивает его из дома, тем самым унизив его). 4. Раскаяние. (Дуня на могиле своего отца горько плачет, она раскаивается в том, что так и не застала отца живым).

                                                            

Аватар пользователя Юлия Малкова
Юлия Малкова
Не в сети

Спасибо, всё верно!

Аватар пользователя Анна
Анна
Не в сети

1. Обман.

Минский прикидывается больным, тем самым выигрывает время, чтобы побыть поближе к Дуне. Обман легко удается, потому как сам смотритель добр и простодушен, и,  не имея подлых мыслей, не замечает, и не ожидает  злого умысла.

2. Тревога

Предчувствие беды овладело отцом, и, вероятно, чувство вины, осознание своей ошибки.

3. Унижение

К смотрителю, как к отцу, не проявляют ни капли уважения, его попросту вышвыривают вон из дома, как ничтожный, никчемный и мешающий предмет. Величайшее оскорбление от родной дочери, которую любил и гордился, и сейчас любит и жалеет свою «заблудшую овечку». Никому нет дела до его человеческих чувств.

4. Раскаяние

Спустя время, повзрослевшая Дуня рыдает на могиле отца, раскаиваясь, что такое горе принесла своему родителю. Но она сделала свой выбор и идет своей дорогой. Дорога здесь как время, линия жизни: история бегства Дуни всего лишь эпизод, отрезок, а  тракт и станция, где служил Самсон Вырин, перестали существовать.

Аватар пользователя Юлия Малкова
Юлия Малкова
Не в сети

Спасибо, всё верно. У вас хорошее видение кинематографической символики.

Аватар пользователя Алена
Алена
Не в сети

1.Обман (Расположил к себе хозяев, усыпил бдительность, воспользовался добротой и простотой, а потом прикинулся больным.Ни Дуня, ни Вырин не подозревали обман, даже вызвали врача, чем Минский и воспользовался)

2.Тревога (Вырин удивлен в быстром выздоровлении, встревожился, когда постоялец засобирался уезжать. Сильно беспокоиться стал, когда дочь долго не возвращалась. Все предвещало плохое: сердце стало ныть, тихо кругом. Решил сам идти, а потом и вовсе побежал в церковь за дочерью)

3. Унижение ( Последняя встреча. Стоит у дверей старый солдат со слезами на глазах. Видит дочь, которая теряет сознание. Минский вышвыривает Вырина, который в волнении ничего не может сказать и даже толком увидеться с дочерью)

4. Раскаяние ( Дуня спустя время приедет к отцу,но поздно. На его могиле плачет, раскаивается, что сделала свой выбор, а с отцом не нашлось времени встретиться и поговорить).

Аватар пользователя Юлия Малкова
Юлия Малкова
Не в сети

Спасибо, правильно!

Аватар пользователя Letikomne
Letikomne
Не в сети

 Состояния и чувства, отображённые в четырёх предложенных фрагментах  кинофильма "Станционный смотритель", представляют собой, на мой взгляд, важные моменты (стадии, этапы) греховного поступка. Грех, по определению святых отцов, есть нарушение нормы человеческого бытия, определённого Богом.

Первый фрагмент - это   шаг, который совершает Дуняша, не только становясь жертвой ОБМАНА, но и сознательно соглашаясь с ним. Нравственное падение дочери - тяжёлое испытание для бедного Самсона Вырина.

Последствия обмана, как и всякого греховного деяния,  - беспокойство, уныние и даже отчаяние. Дуня приносит отцу  подлинные, безмерные мучения:  чувства ТРЕВОГИ, боли, тоски,  душевного страдания охватывают старика (второй фрагмент).

Поддавшись однажды соблазну, юная барышня, намеренно или неосознанно, вовлекается в круговорот лжи и фальши, что неминуемо приводит к позорному УНИЖЕНИЮ несчастного старика. Но ведь унижен не только и без того "маленький человек", унижено Человеческое Достоинство в лице Самсона Вырина. "Унижена", "распластана" будет и сама Дуняша, когда ляжет на кладбищенскую землю, орошая её слезами...

Последний фрагмент показывает нам РАСКАЯНИЕ Дуни. Дуня плачет на отцовой могиле, испытывает муки совести.  Но раскаяние - ещё не покаяние...

Четыре фрагмента - четыре жизненных позиции, на которых можно задержаться своей жизнью, а можно и преодолеть, как преодолел блудный сын на картинках в доме Самсона Вырина.

Аватар пользователя Юлия Малкова
Юлия Малкова
Не в сети

Спасибо за творческий подход!

Аватар пользователя Елена Стребличенко
Елена Стребличенко
Не в сети

Обман, тревога, унижение, раскаяние. В комментариях буду повторяться. Вышесказанное вполне разделяю (и по поводу трактовки основной темы в фильме - тоже).

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Анализ видеофрагментов х/ф "Станционный смотритель"

(р. Сергей Соловьев, 1972):

  1. 21:00 - 22:30 мин. = "Обман"

                                                                                                                         "- Сударь, ваши лошади поданы.

                                                                                                                          - Поданы?.."

 

         Ротмистр Минский прощается с Дуней. Ему не хочется расставаться с милой, скромной, порядочной девушкой, неиспорченной замашками высшего света. Он решает завладеть ею и забрать с собой. Именно забрать, как вещь, принадлежащую только ему одному.

         Минский использует психологический прем: давить-на-жалость. Он "заболевает". Дуня ухаживает за гостем. У героев появляется совместная деятельность, которая сближает их:

                            больной - доктор,

                            больной - сиделка,

                            больной - переживающая за него Дуня.

         Постепенно Минский преодолевает барьер. Границы размыты. Крепость взята.

         Жалость и совместная деятельность - "лошади поданы", пора собираться в дорогу.

 

  1. 34:00-36:50 = "Тревога"

                                                                                                                                      "Они уехали"

 

         Действия данного отрывка построены на росте и спаде, то есть на климаксе и антиклимаксе.

         Данный фрагмент можно разбить на три части:

А

а) "Не чувствовал ровного ничего дурного"

ǀ

b) "сердце стало ныть"

ǀ

с) "колокольный звон"

ǀ

"Так, стоял я один посреди дороги.
Ничего не думал"

↑  рост

 

↓  спад

В

 
"Решил сходить к обедне"

а) "Пошел"

ǀ

b) "Пошел"

ǀ

с) в припрыжку

ǀ

d) бежит

ǀ
останавливается, хватается за голову

↑  рост

 
↓ спад

С
"Надежда еще оставалась"
↓ спад

           Отец находится в "ошарашенном" состоянии. Он не понимает, что происходит. Он не может понять и принять - Дуня его обманула. Она сбежала, не попрощавшись. Отец верил - она вернется. Именно "наличием" такого состояния и объясняются фигуры климакс - антиклимакс.      Вначале отрывка звучит колокольный звон. Набат - сигнал тревоги, оповещающий о бедствии. Тревога отца удваивается. Но в конце - спад.  Надежда умирает последней.    

 

  1. 49:00-51:00 = "Унижение"

                                                                                                         "- Тебе что?..

                                                                                                          Туда нельзя! Нельзя"

 

         Место действия - съемная квартира Дуни. Самсон Вырин входит, видит сидящую рядом с Минским Дуню.

Отец снимает шляпу. Улыбается  – Равнодушный взгляд

низший чин – Значительное лицо

 Измайловские казармы – съемная квартира

Башмачкин – на приеме у Значительного лица

         Дуня падает в обморок. Что или Кого она увидела? Приведение? Отголоски прошлого? Может быть, это ее защитная реакция? Способ уйти от ответа?

         Обморок - молчание. Тишину прерывает Минский: "Ну, чего тебе надобно? Что же ты крадешься за мной, как разбойник? Или ты меня зарезать хочешь?..".

         Минский повторяет ключевые фразы: "что тебе надобно" (5 раз), "зарезать хочешь" (2 раза), "вон" (2 раза), составляющие сцену одного актера. Минский хватает отца, таскает его по квартире и выкидывает Самсона Вырина, как вещь.

В данном отрывке можно проследить:

  • отношение Минского к людям - вещизм. Захотел - взял, захотел - выбросил.
  • страх Минского и Дуни. Она полагают, что Самсон Вырин жаждет расправы: "зарезать хочешь". Их защитная реакция перед надвигающейся мнимой опасностью: обморок и нападение. Минский не дает вымолвить отцу ни слова. Он унижает его.

         Одна молчанием и безучастностью, другой ненавистью и рукоприкладством унизили человека, пришедшего с миром.

 

  1. 1:00:10 - 1:02:00 = "Раскаяние"

                                                                                                                                "Барыня на кладбище"

 

         Дуня идет по полю. Идет на могилу к отцу. Ее платье цвета сена в стогах. Высохло - улеглось. Она "присаживается" на колени, падает на могилу отца, плачет (климакс). Дуня, бывшая ранее статистом, проявляет свои чувства. От спада они переходят к росту. Чем ближе, тем сильнее увеличиваются чувства. Барыня кается:  

поле - колени - объятие холмика - плач.

Имевши - не храним,

А потерявши - плачем...

Аватар пользователя Юлия Малкова
Юлия Малкова
Не в сети

Спасибо, DarWar!

В Вас определённо есть режиссёрская жилка!

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

к сожалению, не получилось добавить таблицу и сдвинулся текст

Аватар пользователя Bon-Bon
Bon-Bon
Не в сети

Очень большой, объемный и ценный анализ художественного фильма. Огромная работа, спасибо Вам.

Аватар пользователя Виктория
Виктория
Не в сети

Заголовки для фрагмента фильма на 21.00-22.30 - ТРЕВОГА (некоторое беспокойство) ротмистра, что лошади поданы, а уезжать не хочется и нужно что-то придумать, чтобы остаться на почтовой станции; ОБМАН Минского (прикинулся больным); опять ТРЕВОГА (забота) С.Вырина и Дуни о больном гусаре.

Заголовки для фрагмента фильма на 34.00-36.50 - ТРЕВОГА (сильное душевное волнение) станционного смотрителя за дочь, когда она уехала к обедне и не была в церкви, да и у крёстной матери, как оказалось, тоже ее не было; ОБМАН гусара, который увёз Дуню.

Заголовок для фрагмента фильма на 49.00-51.00 - ТРЕВОГА (волнение) Самсона Вырина, попавшего в дом и увидевшего дочь; УНИЖЕНИЕ старого смотрителя, которое нанес ему Минский.

Заголовок для фрагмента фильма на 1.00.10 - 1.02.00 - РАСКАЯНИЕ Дуни у могилы отца.

 

Аватар пользователя Юлия Малкова
Юлия Малкова
Не в сети

Хорошо, спасибо, Виктория! Вы заметили даже несколько различных эмоциональных потоков в каждом фрагменте. Похвально.

Аватар пользователя Марина_Васильева
Марина_Васильева
Не в сети

Замечательный фильм  Сергея Соловьева о святости родительской любви! Жизнь Самсона Вырина безжалостно разрушена бегством любимой дочери, ее предательством. Но наступит ли раскаяние?!

Части фильма я бы озаглавила так:

Обман Минского

Тревога отца

Унижение Самсона Вырина

Раякаяние дочери

Аватар пользователя Юлия Малкова
Юлия Малкова
Не в сети

Да, правильно, Марина.  Спасибо!

Аватар пользователя алла
алла
Не в сети

21.00-22.30 Обман
- Сударь, Ваши лошади поданы…
-Ай.. (хватается за голову)

34.00-36.50 Тревога
-Чего ты боишься, ведь его благородие не волк…

49.00-51.00 Унижение
-…Чего тебе надобно от меня…Вон..

1.00.10-1.02.00 Раскаяние
- …потом барыня пошла в село, призвала попа…

21.00-22.30 Обман
- Сударь, Ваши лошади поданы…
-Ай.. (хватается за голову)

34.00-36.50 Тревога
-Чего ты боишься, ведь его благородие не волк…

49.00-51.00 Унижение
-…Чего тебе надобно от меня…Вон..

1.00.10-1.02.00 Раскаяние
- …потом барыня пошла в село, призвала попа…

Аватар пользователя алла
алла
Не в сети

21.00-22.30 Обман
- Сударь, Ваши лошади поданы…
-Ай.. (хватается за голову)

34.00-36.50 Тревога
-Чего ты боишься, ведь его благородие не волк…

49.00-51.00 Унижение
-…Чего тебе надобно от меня…Вон..

1.00.10-1.02.00 Раскаяние
- …потом барыня пошла в село, призвала попа…

Аватар пользователя Bon-Bon
Bon-Bon
Не в сети

Решила сделать скриншоты наиболее подходящих своим названиям кадров из фильма "Станционный смотритель".
1) "Обман". Стоп-кадр, на котором присутствуют Минский и Дуня Вырина. Поза и мимика Минского выражают завуалированные манипуляционные приёмы с его стороны: закрытая поза, будто смиренно сложенные накрест перед собой руки, грустно опущенные глаза, он еще обращен к героине лицом, но преднамеренно делает от неё шаг в сторону, будто бы говоря "Ну, успей поймать, иначе потеряешь".

Аватар пользователя Bon-Bon
Bon-Bon
Не в сети

2) "Тревога". Стоп-кадр изображает пустое пространство, в котором, сам того не ведая, остался бедный отец Дуни, Самсон Вырин. Снег смешанный с грязью. Удручающая и объёмная пустошь вокруг. Почти исчезающая из виду кибитка. Так и дочь смотрителя уже навсегда исчезла из его жизни, но не из родительского сердца. Одинокая фигура отца, всё предчувствующая, всегда тревожащаяся за своё дитя, готовая стоять в одном положении и ждать так вечно, если того потребуют обстоятельства. Очень печальный кадр, одним своим видом вызывающий сочувствие и передающий родительскую боль за своего ребёнка.

Аватар пользователя Bon-Bon
Bon-Bon
Не в сети

3) "Унижение". Стоп-кадр самого разгара односторонней перепалки Минского с отцом Дуни. Здесь Самсон выглядит совершенно ничтожным: взгляд снизу вверх, просящий, непонимающий, ведь он пришёл не к Минскому, а к своей дорогой дочери, умоляющий, покорный, страдающий... Даже рука Самсона выставлена в испуганном, недоумевающем, защитном жесте, И Минский, который выше Самсона Вырина и по росту, и по статусу, взирающий на бедного отца надменно, гордо, с уверенностью в своей правоте. И портрет со стены за спиной у Минского тоже смотрит неодобряюще на Самсона, Здесь всё против него и лишь зритель способен посочувствовать герою.

Аватар пользователя Bon-Bon
Bon-Bon
Не в сети

4) "Раскаяние". Сначала хотела взять стоп-кадр, изображающий Дуню на фоне церквушки, неба,, Но там слишком много свободного пространства, которое тоже, несомненно, имеет своё предназначение, но мне хотелось увидеть непосредственно чувства, поэтому решила, что будет удачно показать лицо раскаявшейся дочери крупным планом, на могильной насыпи, где очень ярко выражены эмоции, страдания героини. Даже видна слеза на румяной, пылающей здоровьем и жизнью щеке. Печальная и одновременно жизнеутверждающая картина, ведь жизнь продолжается, а ошибки поколений цикличны, в цикличности всего и есть смысл самой жизни. Красивый, белоснежный платок, нарядное колечко, тонкие, не огрубевшие от работы пальцы - символизирующие беззаботное и безбедное её существование. Но ведь всё это не настолько ценно, как наши самые близкие, наши родители. Она всё поняла в один миг. И правда, и раскаяние перед единственным бесценным человеком застало её на этом месте.

Аватар пользователя Дарья
Дарья
Не в сети

1. Обман. (В этом фрагменте мы видим, как Минский, воспользовавшись простотой, доверчивостью и человечностью старика Вырина, подло обманывает его.)
2. Тревога. (Здесь показано волнение отца, его предчувствие, что случилось что-то непоправимое, но пока неизвестное и неосознанное.)
3. Унижение. (После просмотра это фрагмента остался некий горький осадок, щемит сердце бесчестный поступок Минского. Как мог он, офицер, так поступить с отцом украденной Дуни? Как только рука поднялась? Гнев бушует в груди, негодование рвется наружу. Разве мог так поступить настоящий мужчина?.. Унижен герой Отечественной войны 1812, получивший за свой подвиг золотые медали. Унижен и сам Минский благодаря своему бесчестному поступку.)
4. Раскаяние. (К Дуне приходит понимание истинной ценности отцовской любви, она раскаивается в содеянном и едет на станцию к отцу, чтобы покаяться. Но не успевает. Со слезами бросается она на могильных холм, слезы катятся из глаз на землю, где нашел вечное пристанище ее отец. В миг она осознает все: и правду, и ценность родительской любви. Горько, горько было на душе, когда я смотрела этот фрагмент, слезы стояли в глазах...)

Тяжелый финал. После просмотра приходит осознание истинной ценности вечной родительской любви, что до последних дней горит ярким пламенем, времени, никогда не замедляющего свой ход и не позволяющего исправить что-либо, и человеческой жизни в целом...

Аватар пользователя Owlk
Owlk
Не в сети

обман-тревога-унижение-раскаяние
Притворная болезнь Вырина - обман
Метания смотрителя - тревога
Дочь с гусаром, не смотрящие на смотрителя - унижение
Плачущая Дуня на могиле отца - раскаяние

Аватар пользователя Светлана
Светлана
Не в сети

Заголовок для первого фрагмента "Обман". Минскому не хотелось расставаться с Дуней, он притворился больным, чтобы не уезжать.

Заголовок для второго фрагмента "Тревога". Герой рассказывает, что стало «ныть» сердце; показана одиноко стоящая фигура на пустынной дороге и говорится о полной тишине вокруг, т.е. пустоте; несовпадение текста и изображения: герой говорит, что пошел к обедне, а сам побежал.

Заголовок для третьего фрагмента "Унижение". Минский обращался с Выриным, как негодяем, выслеживающим его. Тогда как бедный отец желал только увидеть свою дочь.

Заголовок для четвертого фрагмента "Раскаяние". Дуня рыдает, упав на могилу отца. К тому же на руке ее нет обручального кольца, следовательно, Минский на ней так и не женился. Дочь понимает, что бедный отец не зря тревожился о ее судьбе.