Театрология: серия лекций и семинаров о театре

Театрология: серия лекций и семинаров о театре

Лекториум

Говорят, что современный театр переживает глубокий кризис. В чем именно он выражается, каковы причины и как его преодолеть — здесь мнения расходятся. Начинающим театроведам и профессиональным критикам, студентам, изучающим театроведение и режиссуру, и всем, кому интересна сегодняшняя ситуация в театральном мире, рекомендуем посмотреть цикл лекций от независимого проекта «Театрология». 

Задачи этого проекта — переосмыслить функции театральной критики, выйти за рамки привычных стереотипов и усовершенствовать устаревшие критерии оценки произведений искусства. В рамках конференции проводились открытые встречи с теоретиками и практиками театрального искусства (а также кино, оперы и балета) в разных форматах — авторские лекции, семинары, беседы, дискуссии и круглые столы. 

Мы собрали все записи на одной странице в нашей медиатеке: 
https://www.lektorium.tv/node/33686
 

А еще плейлист с лекциями можно найти на нашем YouTube-канале: 
https://www.youtube.com/playlist?list=PL-_cKNuVAYAXt0hj4tvDoUftSpLndWQ2l

Список лекций

Эволюция режиссерского театра от зарождения до постмодернизма

В мини-цикле из трех лекций известный питерский театровед и режиссер Вадим Максимов расскажет о том, что такое режиссерский театр, какой путь он прошел за 150 лет от момента возникновения в эпоху позитивизма и натурализма и до 1960-х гг., какие параллели можно провести между современной театральной ситуацией и кризисом второй половины XIX века. Понимание того, что произошло в момент перехода от дорежиссерского театра к режиссерскому, помогает объяснить, как меняется театр в наши дни.

Лекция 1. Эволюция режиссерского театра
Лекция 2. Эволюция режиссерского театра
Лекция 3. Эволюция режиссерского театра

Театроведческие методы. Задачи критики

Театровед и организатор проекта «Театрология» Вадим Максимов расскажет, на каких принципах базируется критический анализ в контексте современной театральной реальности, как критику описывать собственные интерпретации, в чем заключаются функции театральной критики и каковы перспективы театроведения на сегодняшний день. 

Театроведческие методы. Задачи критики

Современный театр: новый андеграунд

Театральный критик и обозреватель Алексей Киселев проведет краткий экскурс в историю театрального андеграунда в России с 1970-х до 1990-х годов и расскажет о наиболее знаковых его фигурах: Борисе Понизовском (режиссере ленинграского театра «ДаНет») и Борисе Юхананове (худруке «Электротеатра Станиславский»). Также вы узнаете о представителях нового театрального подполья (в их числе театр Morph, «Организмы», «Театр. На вынос», театр им. Алехандро Валенсио, театр «ТРУ», «Трансформатор» и другие). 

Современный театр: новый андеграунд

Современный театр: «новая драма» и новая сцена

Вместе с театроведом и театральным критиком Кристиной Матвиенко поговорим о самобытности новой драмы — явления, возникшего под влиянием британского реализма, но ставшего уникальным явлением в российском контексте. Посмотрим отрывки из постановок Кирилла Серебренникова, Евгения Гришковца и Ивана Вырыпаева и проследим, чьи имена и произведения формируют новую сцену. 

Современный театр: «новая драма» и новая сцена

«Московский наблюдатель»: создание старой новой критики

Театральный критик, историк театра и драматург Валерий Семеновский рассказывает об истории театрального журнала «Московский наблюдатель», который выходил в 1991–1998 гг., о причинах, почему он прекратил свое существование, и процессах, которые изменили театральную критику последних двух десятилетий.

«Московский наблюдатель»: создание старой новой критики

Критика. Диалог. Елена Горфункель и Алексей Киселев

Театровед, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Елена Горфункель и театральный критик Алексей Киселев обсуждают состояние современного театроведении, тонкости работы театрального критика, контакт между режиссером и зрителем, проблему усталости от текста и многое другое. Как критики смотрят спектакли? Меняется ли критика вместе с ее объектом — театром? Является ли «молчание ни о чем на заданную тему» искусством? 

Критика. Диалог. Елена Горфункель и Алексей Киселев

Опера. Диалог. Константин Учитель и Александр Харьковский 

Историк театра Константин Учитель вместе с композитором и музыкальным критиком Александром Харьковским говорят о том, с каких позиций описывать современный оперный театр, что первичнее — неприкосновенность партитуры или цельность режиссерского замысла, почему оппозиция между музыкальным текстом и свободой режиссера в интерпретации текста стала камнем преткновения в оперной критике.

Опера. Диалог. Константин Учитель и Александр Харьковский

Танец. Диалог. Борис Илларионов, Сергей Ларионов, Татьяна Гордеева

Следующая лекция представляет собой дискуссию теоретиков и практиков: балетовед Борис Илларионов, режиссер и хореограф-постановщик Сергей Ларионов и бывшая танцовщица балета, хореограф и преподаватель Татьяна Гордеева говорят о том, как воспринимать современный танец и чем он отличается от эстетики традиционного балета, как меняется техника танцовщиков и как примирить разные подходы к анализу балетного искусства. Затрагиваются также вопросы интерпретации термина «балетоведение», ситуация с театральной критикой в Санкт-Петербурге и неоднозначность критериев оценки в танцевальном искусстве. Обсудим, как «на наших глазах в исполнительском искусстве произошел переход от одухотворенно-осмысленного танца к танцевальной гимнастике».

Танец. Диалог. Борис Илларионов, Сергей Ларионов, Татьяна Гордеева

Кино. Диалог. Алексей Гусев и Илья Томашевич

Киновед Алексей Гусев, режиссер Илья Томашевич и театровед Ирина Ефимова обсуждают, чего недостает современной кинокритике и столкнулся ли кинематограф в наше время с таким же кризисом, что и театр. Есть ли в современном кино ультрановые тенденции? Как фильм должен работать со зрителем, учитывая инерцию восприятия? Обсуждение коснется также противоречий в киноведении и особенностей критического анализа сериалов и анимационных фильмов.

Кино. Диалог. Алексей Гусев и Илья Томашевич

Закончился ли постмодернизм?

В обсуждении участвуют театровед Елена Горфункель, режиссер Руслан Кудашов, театральный критик Татьяна Троянская, драматург Наталья Скороход, а также организатор «Театрологии» и модератор дискуссии Вадим Максимов. Участники говорят о границах постмодернизма, постмодернистском мироощущении, восприятии и осмыслении новых форм в искусстве. «Театр – это зритель, механизм восприятия. Зачастую идет работа на потребу зрителя, а должно быть наоборот. Зритель должен подниматься на новый уровень. В этом есть функция критики».

Закончился ли постмодернизм?

Гуманизация искусства

Речь пойдет о социальном театре как одной из значимых тенденций XXI века. Как социальные проекты меняют театр и зрителя? Как быть критику и каковы критерии оценки социального искусства? Возможна ли вообще здесь экспертная оценка? Где границы эстетического и этического в социальном театре? 

В дискуссии участвуют представители социального театра, драматурги, режиссеры и педагоги, которые работают с людьми с ментальными особенностями, — Дарья Захарова, Борис Павлович, Элина Петрова, Алексей Красный, Татьяна Кузовчикова. 

Гуманизация искусства

Вчера детский, завтра взрослый: проблемы театра для детей 

В последние несколько лет наблюдается бум новой детской литературы, которая сама по себе стала двигателем прогресса в детском театре. С чем связан интерес к детской литературе? Как она влияет на театр, как меняется язык общения со зрителем и как все это сказывается на эстетике детского театра и его задачах?

Эта дискуссия организована «Театрологией» совместно с фестивалем «Маленький сложный человек» и посвящена проблемам детского театра. Среди участников — театровед Татьяна Кузовчикова, главный режиссер Большого театра кукол Руслан Кудашов, директор «Karlsson Haus» Анна Павинская, театральный критик Анна Казарина, режиссер Максим Соколов и представитель издательства «Самокат» Ника Максимова. 

Вчера детский, завтра взрослый: проблемы театра для детей

Аристотель вчера, сегодня, завтра

Имя Аристотеля — философа, заложившего основы драматического искусства в своем трактате «Поэтика», — имеет особое значение для всех, кто занимается театром. Именно ему мы обязаны возникновению таких понятий, как «перипетия», «катарсис», «катастрофа» и других элементов сценарной структуры. Драматург и сценарист Наталья Скороход сравнивает аристотелевский и современный механизмы восприятия драмы и рассуждает об актуальности идей Аристотеля сегодня. 

Аристотель вчера, сегодня, завтра

Традиция и традиции: школы и методы театральной критики

Театральные критики Елена Горфункель и Надежда Таршис размышляют о современном состоянии ленинградской театроведческой школы, новых направлениях в российском театроведении и границах современного театра.

Традиция и традиции: школы и методы театральной критики

Законы композиции в анимационном кино и театре кукол 

В этой лекции сценарист и режиссер анимационного кино Михаил Сафронов рассматривает особенности драматургии и структуру произведения в кукольном театре и мультипликации. Несмотря на формальные различия, между этими видами искусства много общего — прежде всего их объединяет предельная степень условности, которая позволяет зрителю перенестись в мир автора и сопереживать героям. 

Законы композиции в анимационном кино и театре кукол

Циклы в культуре: театр от Серебряного века до наших дней

Театровед Полина Богданова расскажет о последовательной смене разрушительных и восстановительных циклов в театральной культуре, начиная с Серебряного века и заканчивая вторым десятилетием ХХI в. Циклическая теория позволяет проследить, почему в театральной культуре возникали те или иные тенденции, и сделать прогноз на будущее. 

Циклы в культуре: театр от Серебряного века до наших дней

Report Page