Вы здесь

Обсуждение восьмого моста. За завесой цензуры

8 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети
Обсуждение восьмого моста. За завесой цензуры

В 20–50-е годы XX века к сказкам для детей цензура относилась снисходительнее. «Правдоподобием не связан, а правды больше», — так Е. Шварц объяснял свою приверженность к этому жанру. Как вы думаете, в каких сказках какие авторы смогли рассказать больше правды «о времени и о себе»?

Аватар пользователя Геника
Геника
Не в сети

Пьеса Шварца "Дракон" читалась мной не как антифашистский памфлет, но как драма гуманизма. В этой сказке недвусмысленно изобличается коллективное сознание, зачумлённое рабской моралью. Трусливое соглашательство с властью, постыдная лёгкость в смене симпатий, пропитанное липкой и очевидной ложью коммюнике, доносительство, идея свободы, воспринимаемая как нечто разрушительное - это убедительные основания для узнавания реальности, которая так отчётливо проступает сквозь заявленный автором сказочный жанр. И пусть финал пьесы возрождает надежду на реабилитацию "человека" в людях, вспоминается диалог Ланцелота и Дракона:

Дракон: Если бы ты увидел их души — ох, задрожал бы.
Ланцелот: Нет.
Дракон: Убежал
бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам — человек околеет. А душу разорвешь — станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы.
Ланцелот: Это ваше счастье.
Дракон: Как так?
Ланцелот: Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом. Кто бы тогда кормил вас?
Дракон: Черт его знает, может быть, вы и правы...

И всё же, если души человеческие невидимы, обнаружат ли свою изломанность? Посильно ли убить дракона в каждом?

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Преподаватель
Не в сети

 "Дракон" Шварца - одна из любимых моих пьес. А уж после "Убить дракона" Марка Захарова многое из нее разошлось на афоризмы. Согласна с Вами по поводу "драмы гуманизма". Но все-таки это произведение не относится ни к сказкам, ни к детской литературе, и снисходительности цензуры автор при жизни не дождался: в 40-50-х годах пьеса была запрещена  к постановке, в период "оттепели" было несколько спектаклей, а потом вновь запретили. А в этом творческом задании все-таки речь идет об изданных сказках, произведениях для детей, где между строк, неявно читается правда "о времени и о себе".

Аватар пользователя Геника
Геника
Не в сети

Да, точно. Каюсь, ротозейство у меня качество врождённое :)

Вот оно - чудо субъективного восприятия,  в моём черепном архиве "Дракон" размещается в секции "Малолетство", и даже сейчас, перечитывая эту сказочную пьесу, не разделила на отдельные категории "произведения для детей" и "произведения моего детства".

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

Увы, что-то я в сказках не сильна.  Поэтому буду "не в тему". Однако очень хочу поделиться любимым своим произведением из Д.Хармса. Это "Начало очень хорошего летнего дня. Симфония" (1939г.). Философия быта и бытия.

Чуть только прокричал петух, Тимофей выскочил из окошка на крышу и испугал всех, кто проходил в это время по улице. Крестьянин Харитон остановился, поднял камень и пустил им в Тимофея. Тимофей куда-то исчез. “Вот ловкач!” – закричало человеческое стадо, и некто Зубов разбежался и со всего маху двинулся головой об стену. “Эх!” – вскрикнула баба с флюсом. Но Комаров сделал этой бабе тепель-тапель,и баба с воем убежала в подворотню. Мимо шел Фитилюшкин и посмеивался. К нему подошел Комаров и сказал: “Эй, ты, сало!” – и ударил Фитилюшкина по животу. Фитилюшкин прислонился к стене и начал икать. Ромашкин плевался сверху из окна, стараясь попасть в Фитилюшкина. Тут же невдалеке носатая баба била корытом своего ребенка. А молодая толстенькая мама терла хорошенькую девочку лицом о кирпичную стенку. Маленькая собачка, сломав свою тоненькую ножку, валялась на панели. Маленький мальчик ел из плевательницы какую-то гадость. У бакалейного магазина стояла длинная очередь за сахаром. Бабы громко ругались и толкали друг друга кошелками. Крестьянин Харитон, напившись денатурату, стоял перед бабами с расстегнутыми штанами и произносил нехорошие слова.
Таким образом начинался хороший летний день.

Аватар пользователя Ирина
Ирина
Не в сети

Евгения Гинзбург в "Крутом маршруте" описывает ситуацию со сказкой Чуковского "Тараканище". Несколько цитат:

- Вот и стал Таракан победителем и лесов и морей повелителем. Покорилися звери усатому, чтоб ему провалиться, проклятому.

- И сидят и дрожат под кусточками, за зелеными прячутся кочками.

- Волки от испуга скушали друг друга.

 

Аватар пользователя marina
marina
Не в сети

Первой приходит в голову сказка Губарева "Королевство кривых зеркал". 1951 год.Мир,вывернутый наизнанку.

Второй- "Обыкновенное чудо". Шварц.1956. О самодурстве власти и единственном настоящем.

"Сказка о глупом мышонке" Маршака 1923 года тоже имеет трагический финал .Сообразуясь с временем написания - небезосновательно.

 

Аватар пользователя Tshilnikova
Tshilnikova
Не в сети

На мой взгляд, это сказки Андрея Платонова. Очень точную характеристику платоновским сказкам дал писатель Сергей Залыгин: "Его внимание привлекли прежде всего те сказки, содержание которых касается трагической, очень жестокой и бескомпромиссной борьбы добра и зла, подлинной мудрости с воинственным заблуждением". Сказки Андрей Платонов стал писать ещё до войны , и в 1939 г. вышел его первый сборник "Июльская гроза". После войны, во время репрессий, Платонов стал неугоден властям, и он вновь обратился к детским рассказам и сказкам, которые писал до конца своих дней.
Платонов внимательно относился к детскому сознанию, необремененному жизненным опытом и знаниями. Поэтому, обращаясь к детской душе, Платонов всегда находил волшебные слова и вечные образы, идеально сочетавшие смысл и форму. В качестве примера можно назвать такие сказки - "Умная внучка", "Финист - Ясный Сокол", "Иван Бесталанный и Елена Премудрая", "Безручка".