Вы здесь

5 новостей образования и науки этой недели

Где найти открытые данные исторической статистики России за три века, что придет на смену оценкам в московских школах и сколько языков исчезнут к концу XXI века?

База данных по исторической статистике теперь открыта для публичного использования.

Проект РИСТАТ, созданный силами Международного института социальной истории из Нидерландов, Российской экономической школы и фонда Династия, –  это большой архив исторической статистики России XVIII-XXI веков.  Статистика собрана по семи направлениям (население, труд, промышленный выпуск, сельскохозяйственный выпуск, сектор услуг, капитал, земля) для пяти временных срезов. Выбор «реперных» лет обусловлен годами проведения переписей и ревизий населения: 1795/6, 1857/8 5 и 10 ревизии; 1897, 1959 и 2002 – всесоюзная и всероссийские переписи населения.

Сайт пока работает в тестовом режиме, но уже доступны каталоги с файлами и карта с разбивкой информации по регионам.

До сих пор сведения об историческом опыте России почти отсутствовали в исторических межстрановых базах данных. При этом качество русской статистики XIX и XX веков выше, чем у многих стран, находившихся на сопоставимом уровне развития. Исследователи Хайс Кесслер и Андрей Маркевич объясняют такое преимущество России не только уровнем развития статистической науки в стране, но и бюрократической традицией учета и регистрации практически любого феномена.

Изучать статистику в России за три века: https://ristat.org/ru

Ученые из Университета Сунь Ятсена впервые в мире направленно модифицировали геном человеческих эмбрионов. 

Статья об этом появилась в журнале Protein & Cell, в то время как ведущие Nature и Science не стали публиковать результаты исследования из-за этических проблем модификации человеческих эмбрионов.

Исследователи работали с зиготами, которые не могут развиться в плод. В ходе эксперимента в оплодотворенные клетки инъецировали фермент и генетическую конструкцию, которые должны были заменить один из собственных генов эмбриона на его инъецированную копию. В качестве целевого был выбран ген бета-цепи глобина, мутации в котором вызывают множество генетических заболеваний.

Но ученые были разочарованы: эффективность и избирательность процедуры оказалась гораздо ниже, чем в уже исследованных животных моделях и в культуре клеток человека. Всего были инъецированы 86 зигот, из которых 71 выжила после процедуры, а 54 было отобрано на исследование. В результате секвенирования оказалось, что лишь в 28 из них фермент Cas9, который должен был произвести надрез в ДНК, справился со своей задачей. И только в четырех клетках инъецированная рабочая копия гена заменила исходную.

Кроме того, ученые обнаружили множество потенциально опасных следов разрыв, которые фермент Cas9 внес вне гена бета-глобина. Учитывая, что в ходе анализа результатов авторы секвенировали не весь геном, а только экзом модифицированных эмбрионов, таких «промахов» может быть гораздо больше, чем увидели ученые.

О том, что представляет из себя система CRISPR/Cas9, читайте на https://nplus1.ru/news/2015/04/23/crispr

Как определить лекарство, подходящее для конкретного пациента?

Более 100 препаратов нас сегодняшний день одобрены для лечения рака, но предсказать, какие из них помогут конкретному пациенту, очень сложно.

Специалисты Массачусетского технологического института готовы изменить эту ситуацию. Они разработали имплантируемое устройство размером с зернышко риса, способное нести небольшие дозы 30 различных препаратов. После имплантации его в опухоль, лекарства попадают в ткани, и исследователи могут определить, насколько эффективно каждое из них убивает раковые клетки пациента.

«Это потрясающий прогресс в подходе к лечению сложных видов рака, – говорит Герни Брем, профессор нейрохирургии и онкологии в Университете Джона Хопкинса. – Эта работа открывает двери к поистине персонализированной медицине».

В некоторых случаях врачи сейчас извлекают опухолевые клетки, и в лаборатории проверяют действие на них различных препаратов, чтобы выделить наиболее эффективные. Но при этой технологии клетки удаляются из естественной среды обитания, которая может заметно влиять на реакцию опухоли на терапию. «Новый подход – это, по существу, лаборатория в организме пациента, – говорит один из авторов разработки Оливер Джонас.  Она безопасна, и вы можете проводить тестирование чувствительности в родной микросреде».

Устройство изготовлено из жесткого, кристаллического полимера. Препараты из имплантата одновременно попадают в опухоль, но не взаимодействуют друг с другом. После одного дня работы имплантат удаляется вместе с небольшой выборкой окружающей его опухолевой ткани, и исследователи анализируют эффекты препаратов.

В настоящее время исследователи работают над возможностью проводить анализ результатов работы устройства, пока оно находится еще внутри пациента – это позволило бы медикам быстрее получать необходимые данные. Клинические испытания устройства у больных раком молочной железы планируют начать в следующем году.

Читайте подробней, как проходило тестирование новой разработки: http://newsoffice.mit.edu/2015/implantable-device-tests-if-cancer-drugs-work-0422

В московских школах тестируют новую систему оценивания.

Вместо привычных оценок школьники будут получать анализ своих достижений.

«Мы  хотим сделать оценки более содержательными, говорит директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, вместо «получил тройку по математике» ребенок, придя домой, сможет сказать «с квадратными уравнениями у меня хорошо, а дроби ещё надо подучить». Таким образом, вместо формальных оценок, которые построены на системе подсчитывания ошибок, будет оцениваться содержательная сторона работ учеников.

Программа станет одним из модулей Общегородского электронного дневника, в котором будет выводиться «диаграмма знаний». Новая система оценивания  не будет заменять традиционных триместровых и итоговых оценок, но перевод текущих успехов в пятибалльную шкалу должен будет осуществляться не формально, а с учетом целей конкретного ребенка – так, один и тот же результат может “обернуться” базовой пятеркой или профильной тройкой.

По закону “Об образовании”,  каждая образовательная организация сама выбирает формы и периодичность текущего и рубежного контроля знаний. При этом, согласно приведенным Центром педагогического мастерства данным, 98 % учителей используют собственную систему оценки, а половина из них пользуется ею постоянно.

В пилотном режиме проект работает уже в десяти московских школах при участии  1 127 учеников и 47 педагогов. Внедряться программа будет на добровольной основе,  для этого переход на новую систему оценивания должны одобрить и родители школьников.

 

До конца XXI века может исчезнуть половина известных языков.

 

Об этом свидетельствуют данные Endangered Language Project , одного из проектов ЮНЕСКО.

Дело в том, что две трети мирового населения говорят всего лишь на 12 языках. Одновременно в азиатском регионе  насчитывается около 2301 языков, а в Африке их число приближается к 2138. Поэтому именно страны Африки, расположенные к югу от Сахары, государства Океании, Австралии и Юго-восточной Азии к концу века лишатся большинства языков. Помимо этого сотни коренных языков на западном побережье и Среднем Западе могут потерять США.

Исследование, проводимое ЮНЕСКО на протяжении 15 лет показало, что более 2 тысяч из 7 тысяч официальных языков всего мира имеют меньше тысячи носителей.

Наглядно результаты исследования демонстрирует инфографика Washington Post: