Вы здесь

Обсуждение первой главы. О принципе взаимодополнительности Н.Бора

24 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Никита Манаков
Никита Манаков
Лекториум
Не в сети
Обсуждение первой главы. О принципе взаимодополнительности Н.Бора

Прочитайте переложение индийской сказки-притчи, сделанное Л.Н. Толстым.

Царь и слоны

Один индийский царь велел собрать всех слепых и, когда они пришли, велел им показать своих слонов. Слепые пошли в конюшню и стали щупать слонов.

Один ощупал ногу, другой — хвост, третий — репицу, четвертый — брюхо, пятый — спину, шестой — уши, седьмой — клыки, осьмой — хобот.  Потом царь позвал слепых к себе и спросил: ― Каковы мои слоны?

Один слепой сказал:
― Слоны твои похожи на столбы. — Этот слепой щупал ноги.
Другой слепой сказал:
― Они похожи на веники. ― Этот щупал хвост.
Третий сказал:
― Они похожи на сучья. ― Этот щупал репицу.
Тот, что щупал живот, сказал:
― Слоны похожи на кучу земли.
Тот, что щупал бока, сказал:
― Они похожи на стену.
Тот, что щупал спину, сказал:
― Они похожи на гору.
Тот, что щупал уши, сказал:
― Они похожи на платки.
Тот, что щупал голову, сказал:
― Они похожи на ступу.
Тот, что щупал клыки, сказал:
― Они похожи на рога.

Тот, что щупал хобот, сказал, что они похожи на толстую веревку. И все слепые стали спорить и ссориться.

Задание 1.1

Как перекликается эта сказка-притча с основной идеей занятия «Чему филологи должны учиться у физика Нильса Бора?». Сформулируйте основные тезисы ответа.

Задание 1.2

Предложите свой вариант «взаимодополнительного» (Н. Бор) прочтения одного из произведений школьного курса литературы и предложите задание или проблемный вопрос, который стал бы импульсом к выстраиванию разных взаимодополнительных или даже взаимоисключающих интерпретаций этого произведения на уроках литературы в школе.

Аватар пользователя Валентина
Валентина
Не в сети

Задание 1.1.

1. Любой предмет исследования объёмен.

2. Текст как предмет исследования безгранично объёмен.

3. Каждый читатель - исследователь интепретирует текст индивидуально.

4. Любая интерпретация текста ведет к появлению взаимодополняющих представлений  о нем.

5. Совокупность новых сведений о тексте может изменить изначальную трактовку текста.

6. Вся полученная информация дает возможность взглянуть на текст с разных точек зрения и привести к общему выводу.

Аватар пользователя Валентина
Валентина
Не в сети

Задание 1.2. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". Можно ли сочетать любовь к людям, желание сделать жизнь лучше со стремлением к власти над людьми? Удается ли в наше время решить вопрос насилия над человеком?

 

Аватар пользователя litera
litera
Не в сети

Гуманизм Достоевского как раз заключается в опровержении подобного отношения к людям, как и антигуманной теории Раскольникова, в которой нет места отдельному человеку. Вопрос насилия над человеком решает для себя каждый в отдельности, преодолевая свои пороки или оказываясь во власти их.

Аватар пользователя litera
litera
Не в сети

Задание 1.1. 

Физик Нильс Бор провозгласил принцип Дополнительности. Филологи должны учиться у Нильса Бора неоднозначному прочтению текста, умению предлагать разные его интерпретации.

 - Одно и то же произведение можно  рассматривать с разной точки зрения – разные результаты.

- Читатель может прочитать текст не так, как читают другие в силу своей культуры чтения.

- У каждого должно быть своё прочтение произведения.

- Читатель – соавтор, чтение – сотворчество.

- Читатель должен воссоздавать произведение в своём воображение в силу своей культурной памяти,  разного мировосприятия. 

Аватар пользователя litera
litera
Не в сети

Задание 1.2.

Тот факт, что в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер появляется только в 13 главе, указывает на то, что не Мастер, а Воланд (появляется уже в 1 главе, после которой стремительно начинает развиться действия в современном писателю мире и потустороннем, фантастическом) – главный герой романа. В чём же тогда смысл названия произведения – подчеркнуть ведущую роль Мастера (проблема истинного творчества, ответственности, любви…) или отвести внимание от критического изображения Москвы – «года великого перелома»?

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Преподаватель
Не в сети

Спасибо за этот пример. В этом романе большое поле для таких проблемных вопросов, взаимоисключающих и дополняющих. А почему главный герой - Воланд? А почему не Иван Бездомный? Он тоже появляется в первой главе, роман рассказывает об эволюции этого героя, именно ему Мастер рассказывает свою историю, именно его Мастер  с Маргаритой навещают перед тем, как покинуть Москву.

Аватар пользователя litera
litera
Не в сети

Возможно, тем более что Иван Бездомный в финале всей истории уже не Бездомный, а профессор Понырев, он символически обретает дом, обретая себя. Но почему-то не очень верится.

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Преподаватель
Не в сети

Что значит, не верится? Но ведь так вполне допустимо: считать главным героем Бездомного? А можно Маргариту, или Пилата, или Иешуа. И тогда каждый раз ответ на вопрос, о чем роман, будет разный. И это прекрасно. Вот уж принцип Бора в действии! 

Аватар пользователя litera
litera
Не в сети

Да, если ещё учесть и три мира в романе.

Аватар пользователя Elenf
Elenf
Не в сети

Речь идет о возможности разночтения, о разных вариантах интерпретации, когда в зависимости от угла зрения, выбранного аспекта по-разному транслируется авторская идея.

 

Аватар пользователя Elenf
Elenf
Не в сети

1.2. Оленька Мещерская, удивительная красавица, отдалась мужчине намного старше себя. Причина: беспечность или тайные желания?

Отъезд Чацкого: победа или поражение?

Так ли глуп Митрофанушка, как кажется на первый взгляд?

Катерина Измайлова ("Леди Макбет Мценского уезда"): убийца или жертва?

Счастлива ли Ольга Ильинская с Андреем Штольцем по-настоящему? Отчего же она грустит?

 

Аватар пользователя Elenf
Elenf
Не в сети

2. Интересно распределение анафоры. В первом четверостишии она звучит впервые, и только рифма создает эффект таинственного шепота - признания любви на французском. Во втором четверостишии   анафора используется дважды. Словно заклинание, поэт твердит "Я вас любил" и при этом сам характеризует свое чувство: "безмолвно", "безнадежно", "искренно", "нежно". И никакой полифонии, когда он говорит о своем чувстве, уже.   нет. Значит ли это, что автор отверг светские условности и открыто отпускает свою возлюбленную, желая ей настоящего счастья.

Первое четверостишие полно грусти  и тревоги. Об этом свидетельствуют слова, подобранные А.С.Пушкиным. Можно предложить учащимся доказать это (как на одном четверостишии, так и на обоих). Но если мы решимся анализировать лексические средства второго четверостишия, то следует провести сопоставительный анализ  двух эмоциональных состояний. Сколько отрицаний встречается в первом четверостишии? Во втором - ни единого. Образ Бога,перед которым мы искренни, возникает в самом конце. От всей души поэт желает счастья. Не потому ли пожелание звучит, словно молитва? Не достигается ли этот эффект мелодичностью русского языка?

Аватар пользователя Vera
Vera
Не в сети

Задание 1.1.

Сказка-притча о слонах – это классический пример того, как разрозненные знания не складываются в единую картину.

Если изучать литературные произведения «однобоко», то есть, не рассматривая взаимосвязей между «хоботом», «ушами», «хвостом», «ногами» и прочим, то у читателя никогда не сложится более-менее целостного впечатления о собственно «слоне».

Принцип «взаимодополнительности» по Нильсу Бору, понимание, что на одно и тоже явление можно посмотреть с разных точек зрения, обогащает восприятие художественных произведений.

Аватар пользователя Vera
Vera
Не в сети

Задание 1.2.

«Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.

Обычно герой романа Онегин рассматривается, как полностью вымышленный персонаж. Однако, существует точка зрения, что у него был совершенно реальный прототип – двоюродный брат Анны Керн -  Александр Полторацкий. Он жил в Петрозаводске на берегу Онежского озера (Онеги).  http://avtor.karelia.ru/elbibl/kutkov/onegin.pdf

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/3009/

Как изменится восприятие романа, если представить, что Евгений Онегин действительно существовал, был знаком с Пушкины и, допустим, рассказал ему историю своей жизни, которая и легла в основу произведения?

Аватар пользователя litera
litera
Не в сети

Спасибо за интересные мысли, для меня они особенно ценны тем, что я тоже из Карелии, правда, с Ладожских берегов.

Аватар пользователя Надежда
Надежда
Не в сети

Рассматривая одно и тоже явление мы можем придти к разным вариантам, так и в этой притче все смотрели слона но у каждого свое видение этого животного

Аватар пользователя alkefa
alkefa
Не в сети

Один и тот же художественный текст может быть интерпретирован абсолютно по-разному. Всё зависти от восприятия, интеллектуального уровня, позиции самого читателя. Текст многомерен, неоднозначен. Любой смысл имеет право на существование.

Аватар пользователя alkefa
alkefa
Не в сети

Самоубийство Катерины свидетельствует о силе или слабости её характера?

Чехов подчёркивает, что материальное обогащение Ионыча ведёт к его духовной деградации. Согласны ли вы с этим? А что происходит сегодня в мире бизнеса. По концепции Чехова, все бизнесмены - духовно нищие люди. Или нет?

Аватар пользователя chiekunovanata
chiekunovanata
Не в сети

 

Задание 1.1.

1. Любой предмет исследования объёмен.

2. Текст как предмет исследования безгранично объёмен.

3. Каждый читатель - исследователь интепретирует текст индивидуально.

4. Любая интерпретация текста ведет к появлению взаимодополняющих представлений  о нем.

5. Совокупность новых сведений о тексте может изменить изначальную трактовку текста.

6. Вся полученная информация дает возможность взглянуть на текст с разных точек зрения и привести к общему           выводу. Таким образом текст исследуется полностью со всех точек, также как и должны были исследоваться слоны в притче-сказки (в этом и состоит курьёзность ситуации)

Аватар пользователя chiekunovanata
chiekunovanata
Не в сети

Задание 1.2

Задание 1.2  имеет ли право человек на насилие в отношении себе подобных? Кто я  "Тварь ли я дрожащая или право имею?" По Роману Достоевского "Преступление и наказание"

Аватар пользователя Vladimir
Vladimir
Не в сети

нужно уметь договариваться, составлять единую картину

 

Аватар пользователя Vladimir
Vladimir
Не в сети

"Последний дюйм" Д. Олдридж, произведение о взаимоотношениях отца и сына, или произведение о психологических страданиях героя.

Аватар пользователя леся
леся
Не в сети

Читатель наряду с автором произведения выступает в качестве со-автора, в том смысле, что он надстраивает собственное прочтение и собственное видение текста. В этом ему помогают образованность, наличие жизненного опыта, восприимчивость к красоте и культурная развитость. В любом случае, каждое индивидуальное прочтение есть раскрытие одной из граней художественного бытия, никогда не могущего быть исчерпывающим в своей трактовке. Ибо время вносит в него новые и новые смыслы. Процесс бесконечен. 

Как пример -  роман "1984" Оруэлла. Звучащий по-новому в условиях современной политической обстановки. Новояз, описанный в романе, как символ утраты смысла и правды вообще, получил сегодня и новый статус и новое воплощение  на просторах Интернета.