Вы здесь

Обсуждение первой главы. О «Крыжовнике»

17 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети
Обсуждение первой главы. О «Крыжовнике»

В записных книжках А.П. Чехова сохранился план рассказа «Крыжовник», прочитайте этот план:

«Заглавие. Крыжовник.

Служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги. Мечта: жениться, купить имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях десятинах, о рощах, о мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде. Обходит свой сад и чувствует, что чего-то не достает. Останавливается на мысли, что не достает крыжовника, посылает в питомник. Через 2–3 года, когда у него рак желудка и подходит смерть, ему на тарелке подают его крыжовник. Он поглядел равнодушно. /Глядя на тарелку с крыжовником: вот, что дала мне в конце концов жизнь/.»


Культурологическая справка:

На Руси крыжовник хорошо известен уже очень давно. Еще с XI века его выращивали в монастырях. Но вот только называлась эта ягода тогда агрус. Из нее варили джемы, кисели, варенья, вино. С XII года его выращивали в больших количествах в царских садах. Под выращивание крыжовника были заложены целые плантации. В годы правления Екатерины Великой крыжовник стал считаться царской ягодой. Императрица очень любила варенье из крыжовника, сделанное по особому рецепту.

А вот в других странах крыжовник стал известен гораздо позже. В Европе этот кустарник стали разводить в XVI веке, и только спустя двести лет в Северной Америке. Так что мы можем смело сказать, что крыжовник — русская ягода.

Как только не называют крыжовник: В России — царская ягода, северный виноград; в Англии — «гусиная ягода», видимо потому, что из крыжовника издревле готовят соус к жареному гусю; в Германии — «колючая ягода», очень уж колючие у него шипы на ветках, в Италии — «щетинистым виноградам». Говорят, что название «крыжовник» пошло от древнего слова «крыж» или крест. Было и еще одно имя в старину у крыжовника: берсень. Видимо отсюда и пошло название Берсеневская набережная и Берсеневский переулок в Москве. Когда то на их месте, были большие плантации крыжовника. (См.: Крыжовник — царская ягода)

Задание 4.1

Отметьте отличия плана рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» и окончательной редакции.

Задание 4.2

Прокомментируйте характер изменений, которые внес писатель в окончательную редакцию рассказа.

Задание 4.3

Какие задания и вопросы предложите вы вашим ученикам на сопоставление плана и окончательной редакции рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»? Предложите ваши варианты.

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
Не в сети

Окончательная редакция рассказа видится мне более трагической. Герой рассказа с наслаждением ест крыжовник, хрюкает от счастья (мечта исполнилась!) и не понимает, как бездарно прожита его жизнь.  В своем бесконечном самодовольстве он даже не вспоминает о жене, в смерти которой виноват. В черновике герой все-таки прозревает перед смертью. Николай Иванович, вполне довольный собой, вряд ли сумеет критически взглянуть на себя и ужаснуться.

 

Аватар пользователя Ирина
Ирина
Не в сети

Отличия плана и окончательной редакции рассказа "Крыжовник" Чехова
В плане рассказа герой рассказа разочарован своей жизнью. Крыжовник его не только не радует, но он и съесть его не может из-за болезни. В окоечательной редакции герой доволен своей жизнью, восхищен собственным крыжовником, как сбывшейся мечтой. А вся история рассказана братом героя, который дает свое видение и понимание ее.
Изменения в окончательной редакции:
Количество героев увеличено. Рассказ о любителе крыжовника дан его братом в компании учителя и помещика. Мельница, поместье, купальня на реке, большой дом с портретами предков, красавица горничная помещика Алехина, похожего больше на профессора или художника. Живет с наслаждением. Брат живет скупо, женился ради приданного, жена умерла от прижимистой жизни нового мужа. Стал похож на свинью, обрюзг, располнел. Рад крыжовнику до слез умиления. Доволен собою и судьбой. Братом овладело отчаяние от его счастья. Ему захотелось приставить к таким счастливцам напоминанающего о несчастьях человека с молоточком. Брат увидел и в себе это довольство. И он потерял прежний смысл жизни, жалеет о прошедших годах и невозвратной молодости. Рассказ слушателей не удовлетворил. Жизнь помещика Алехина выглядела значительнее истории и рассуждений рассказчика и он не вникал в рассказ. Другой слушатель долго не мог уснуть.
Вопросы ученикам:
4. В чем отличия двух помещиков рассказа друг от друга? А к помещику Алехину рассказчик приставил бы человека с молоточком? Почему?
5. Почему рассказ не удовлетворил обоих слушателей рассказчика истории брата?
3. Как повлияла на брата рассказчика сытая жизнь и исполнившаяся мечта о своем имении?
1. Как образ помещика в плане рассказа отразился в окончательной редакции рассказа?
2. Какую смысловую нагрузку в рассказе несет увеличение его героев?

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
Не в сети

В плане рассказа мечта – купить имение, жениться, но герой отказывается от женитьбы ради мечты. В окончательной редакции герой не мечтает о женитьбе, а жениться ради денег. В плане крыжовник является просто элементом имения, хотя и важным, на пороге смерти герой равнодушен к нему, финал – разочарование в жизни. А в рассказе крыжовник стал воплощением мечты (царской ягодой для героя), он так и не понял ужаса своего существования.
В окончательной редакции появился рассказчик со своей точкой зрения, выражающей, я думаю, авторскую позицию: «Человеку нужно не три аршина земли, …а весь земной шар». Если в плане лейтмотивом звучит неудовлетворение жизнью (жизнь закончилась, так и не начавшись, в связи с этим вспоминается рассказ Бунина «господин из Сан-Франциско»), то в окончательной редакции герой жизнью доволен, по его мнению, жизнь удалась – человек счастлив, как свинья. Брат рассказчика ставит перед собой цель, добивается ее, но цель эта мизерная, ничего не дающая человеку. Внося изменения в план, автор подчеркивает, что на человека мелкая цель действует развращающе, превращает его в свинью; больше внимания уделяет изменению внутреннего мира героя, деградации чиновника. Таким образом, если сначала это был рассказ о напрасно прожитой жизни, то в окончательной редакции он превратился в рассказ о моральной деградации, умирании человеческой души.
Вопросы ученикам на сопоставление:
1. Как изменилось значение названия «Крыжовник» в плане и окончательной редакции рассказа?
2. Как раскрывается тема «маленького человека» в первой и окончательной редакциях?
3. Сравните осуществление мечты героев. Достигли ли они желаемого?

Аватар пользователя nnb
nnb
Не в сети

1. Как план и окончательная редакция рассказа помогают нам понять, почему А. П. Чехов назвал свое произведение "Крыжовник"?

2. Какова роль детали в этом рассказе?

3. Смогли бы вы предложить свое название этого рассказа?

Аватар пользователя уралочка
уралочка
Не в сети

Главное отличие видится в том, что рассказ получился пронзительнее, он потрясает своей глубиной. Это уже не зарисовка частной жизни одного чиновника, а глубокое размышление о смысле жизни. Казалось бы, что плохого в том, что человек мечтает о собственном участке земли, о крыжовнике на нём?! Но мечта возвышает, а у Н.И. она превращается в навязчивую идею. И вот он уже не живёт, а всё приготавливается к жизни будущей, сытой. И нет в этой жизни места ни любви, ни участию, ни доброте. Не мучают его угрызения совести за преждевременную смерть его жены.

Наконец цель достигнута: есть участок, дом и ...желанный крыжовник. Но нет человека созидающего и беспокойного. Перед нами опустившийся, жадно чавкающий человек.. Но ужасней всего то, что видит он себя со стороны благодетелем и пророком, изрекающим истины. Мне кажется, что Чехов не случайно ввёл новых героев. Автор показывает, как тонка эта грань, когда из хозяина земли человек превращается во что-то непотребное. Вот и Алёхин имеет двухэтажный дом, а ютится в грязных комнатах первого этажа, да что там говорить: у него прекрасная купальня, а ему помыться некогда. Он тоже как будто не живёт, а всё приготавливается к жизни. Живёт он честно, своим трудом, работает наравне с работниками с раннего утра до позднего вечера, даже в проливной дождь. Да и сам рассказчик явно не удовлетворен своей жизнью. Наверное, это от ощущения, что жизнь не удалась. Всё хотелось сделать что-нибудь важное, но суета затянула, а годы пролетели, и нет уже сил на что-то возвышенное, важное, нужное всем.А жизнь проходит, как дождь за окном.

Вопросы и задания для учащихся:

1. Расскажите от первого лица о каждом из героев рассказа.

2 Какова роль деталей в рассказе?

3. Согласны ли вы с тем, что этот рассказ подобен айсбергу? Докажите.

4.Какой эпиграф можно подобрать к рассказу?

5. Какое название рассказу дали бы вы?

 

Аватар пользователя Takalin
Takalin
Не в сети

Черновик носит более философский (притчевый) характер, а окончательный вариант, как слоеный пирог, заключает множество трактовок: каждая точка зрения (будь то рассказчик, хозяин имения, любитель крыжовника, да любой герой произведения - имеет свою точку зрения на жизнь; мы даже не можем быть уверены в правильности восприятия жизни рассказчиком). Читатель может выбирать свою позицию, ему не навязывается прописная истина. "Чистовик" сложнее, глубже, реалистичней.

С детьми я бы работа на уровне восприятия идеи. Думаю, определить главную идею черновика не представляется сложным. А вот окончательный вариант требует размышлений.

Вопросы: попробуйте обозначить отношение к жизни каждого героя произведения. Какой герой вам более симпатичен, с кем вы согласны, почему? Попробуйте вслед за автором пройти путь от задумки до окончательного варианта. Над какими проблемами вам пришлось бы размышлять на этом пути?

Аватар пользователя Инна
Инна
Не в сети

4.1. Окончательная редакция трагичнее, драматичнее, психологически напряженнее. 

4.2. Изменения очевидны, ведь автор будто сам пережил с героем все муки и душевные невзгоды и усилил для читателя это окончательным вариантом.

4.3.Задания: 1. Соотнесите план и окончательный вариант. Что, на ваш взгляд, более трагичнее? Почему?

2. Напишите синквейн к окончательному варианту рассказа.

3. Создайте кластер, который передаст чувства и настроения, которые вызвал у вас окончательной редакции рассказа А.П. Чехова «Крыжовник».

Аватар пользователя Светлана
Светлана
Не в сети

1.Рассказ в окончательной редакции дополнен событиями, которые показывают, какую цену пришлось заплатить герою за воплощение своей мечты.  Казалось бы, вот оно счастье - полная тарелка собственного крыжовника! Но вся жизнь  сведена только к этому. Ни семьи, ни любви, ни служения высоким идеалам - ничего! 
2.Изменения, которые вносит автор,  дополняют историю жизни одного человека размышлениями  о смысле жизни  вообще. 
3.- Почему историю героя мы слышим от его брата?
- Для чего введены в рассказ слушатели и их реакция на услышанное?

 

Аватар пользователя вероника
вероника
Не в сети

Задание 4.1  В плане рассказа герой довольно трезво оценивает результаты своей жизни. Он разочарован и осознаёт всю мелочность своих мечтаний. В окончательной редакции напротив - он счастлив. Вся история изложена Иваном Ивановичем.                                                                                         Задание 4.2 В  окончательной редакции композиция и сюжет рассказа  строится на принципе "рассказа в рассказе" и ведётся от имени то Алёхина, то Буркина, то Ивана Ивановича, они поочерёдно выступают то слушателями, то рассказчиками. Предметом изображения становится собственность, семья и , пожалуй, власть. И именно теперь на события рассказа возможно взглянуть по-разному, глазами не одного главного героя, хотя вопрос, кто главный герой- спорный вопрос.  Необходимо особое внимание уделить этимологии и значению слова КРЫЖОВНИК ( от древнего- КРЕСТ) и тут же ЦАРСКАЯ ЯГОДА. . Стремление к царской ягоде поставило крест на всей жизни человека? Стало смыслом всего человеческого существования? Ограниченность . скудоумие,  стремление к ложной  " великой  цели" , обесчеловечивание - вот чего начал бояться Иван Иванович, поэтому и возник образ-символ человека с молоточком, который будет напоминать , что счастье - это когда хорошо не только тебе.                               Задание 4.3

1. Какую роль играет описание природы- богатой , щедрой и величественной в создании образа мелкого чиновника?  

2. На чём основываются принципы счастья Николая Ивановича?

3. Как раскрывается тема "футлярной жизни" в рассказе?  

4. Для чего же стоит жить? Ваша позиция, позиция каждого героя рассказа , позиция автора.

И я бы предложила поразмыслить на тему семьи, собственности и государства.  Как это отразил Чехов. Чего не хватает в этой цепочке?

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

Финал совершенно другой. В набросках герою свойственна рефлексия. Перед нами – драма или даже трагедия жизни, им самим осознанная. В окончательном варианте «свиноподобное счастье» уничтожила всё человеческое в главном герое.

И суть его бесчеловечнее: в набросках сказано, что он не женился, а в окончательной редакции – женился и заморил жену, копя деньги.

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

           Изменения, внесённые Чеховым в окончательную редакцию, определяются, как мне кажется, разоблачением мнимого, ложного, «футлярного»  представления о счастье. Этому посвящена вся «маленькая трилогия». Как самостоятельное произведение рассказ мог быть с фабулой в первой редакции, но в числе объединённых образами рассказчиков и проблематикой рассказов  должен был трансформироваться.

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

Задание 4.3
1. Сопоставьте предыстории героев. В чём принципиальное отличие? Почему Чехов переписал не только финал, но и предысторию?
2.  Сопоставьте кульминационные моменты в плане и окончательной редакции. Совпадают ли они? Прокомментируйте свою точку зрения.

Аватар пользователя Татьяна_М
Татьяна_М
Не в сети

Задание 4.1

Отметьте отличия плана рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» и окончательной редакции.

 - Главное отличие - это смерть - жизнь. Чехов решает оставить героя в живых, показывая таким образом, что подобная вялая, аморфная жизнь не сильно отличается от смерти.

 - Второе важное отличие - это присутствие брата. Из плана неясно, был ли брат в первой редакции.

 - Чехов из Чехова-ироничного и осуждающего в плане, в окончательной версии возвращается к себе - Чехову -"с болью любящему".

Задание 4.2

Прокомментируйте характер изменений, которые внес писатель в окончательную редакцию рассказа.

 - Ощущая горечь подобной жизни и передавая горечь подобной жизни, в окончательной редакции Чехов полностью уходит от ее осуждения. К принятию. К пониманию. К Боли своей по этому поводу. И, тем не менее, здесь мы видим "классического" Чехова, певца и защитника "маленького человека". Маленьких человеческих радостей и маленькой человеческой жизни.

Я даже возьму на себя смелость сказать, что название "Крыжовник", возможно имевшее некий ироничный оттенок "царская ягода vs мелкие желания", в окончательной редакции такого значения уже не имело. Герой мог бы выращивать клубнику, условно говоря.

Зато очень важной здесь становится фигура брата. Выраженного гедониста. Человека, любящего чувственные удовольствия, ощущаего жизнь очень полно, насыщенного, умеющего искренне наслаждаться маленькими человеческими радостями (так же, как и брат), но уже по другой причине, лишившего/лишающего себя этих маленьких радостей.

Один брат подчинен навязчивой мелкой идее. Другой брат подчинен такой же навязчивой масштабной идее. В итоге, толком не живет сегодняшним днем ни один, ни другой. И вопрос, который мучает Ивана Ивановича - не зависть ли это?) С моей стороны. Прикрываемая от себя какими-то возвышенными соображениями.

В этом рассказе вопрос/выход/вывод остается в подвешенном состоянии. Однако же, из других произведений Чехова мы его хорошо знаем. Мудрость жизни - сочетать и То, и Другое. Думай глобально - действуй локально, если говорить сегодняшним языком. Может, быть доктор Астров как хороший пример такого героя. Носителя и этой мудрости, и смирения, идеально выраженного тоже в "Дяде Ване" - "мы подождем...и увидим небо в алмазах", но Пока мы будем делать, что должно и не роптать, не теряя ощущения жизни.

И вот здесь эти два героя, два брата - носители двух частей этого единства в нереализованной форме.

Задание 4.3

Какие задания и вопросы предложите вы вашим ученикам на сопоставление плана и окончательной редакции рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»? Предложите ваши варианты.

 - Попробуйте выделить основные положительные черты обоих братьев и совместить их в одном человеке. Представьте этого человека сегодня. Какой он? Как он живет, чем занимается, о чем мечтает, чего достиг и тд...

Аватар пользователя Оленина Анна Владимировна
Оленина Анна Вл...
Не в сети

План рассказа показывает эгоистичного обывателя, разочаровавшегося в жизни. Окончательный вариант рассказа более глубок и трагичен. Герои то рассказчики, то слушатели. Каждый из них "высказывается" по-своему. Философский смысл человеческого существования, поиск которого может волновать и читателя, является главной идеей рассказа, названного так просто и символично"Крыжовник". Осуждая брата и всех счастливых, Иван Иваныч не прекращает морализаторства, сам не имея никакой цели в жизни, отрицая счастье, раздражаясь, досадуя, впадая в уныние, не в состоянии разобраться в собственных мыслях. Слова, слова, слова... Реальность им не воспринимается, он весь в прошлом... И Алёхин не вникает в сказанное. Присутствие бесшумной Пелагеи "было лучше всяких рассказов"... Почему А. П. Чехов внёс такие радикальные изменения в окончательный вариант? Каково же отношение к жизни каждого героя и автора? Ради чего стоит жить, по вашему мнению?

Аватар пользователя augossman
augossman
Не в сети

Задание 4.1. В плане герой умирает, в окончательной редакции он жив физически, но умер духовно. В плане герой разочарован своей жизнью, в окончательной редакции - доволен, добился чего хотел.

Задание 4.2.Писатель  устами своих героев  размышляет о смысле жизни.Она пуста и никчемна, поэтому нужен человек с молоточком. 

Задание 4.3. Как показана футлярная жизнь в рассказе? Осуждает ли такую жизнь Чехов, ведь его герой счастлив? Для чего живет человек?

Аватар пользователя Алена
Алена
Не в сети

Окончательный вариант рассказа трагичнее намеченного в плане. В плане к герою приходит понимание, что он прожил жизнь зря. В окончательном варианте герой лишён этого понимания. Болезнь героя, упомянутая в плане, -своеобразное искупление за загубленную жизнь (возможность быть счастливым подчеркнута автором в пейзаже рассказа, роль пространства, которое сужается до тарелки, потом до ягодки, графически как мишень). В окончательном варианте герой не страдает. Он сытый, довольный собой помещик, ведущий скотоподобное существование(сходство со свиньей), теряет в себе человека. Он одержим гордыней. И лишен прощения. Женитьба по расчету в плане рассказа упомянута сразу. То есть изначально у героя этот шаг был запланирован. Значит ,перед нами холодный, расчетливый герой. Плохой человек. В окончательном варианте  сначала мечта об имении, а женитьба возникает потом, как бы случайно. И Иван Иваныч говорит  о том, что брат его не был плохим человеком. Это вполне безобидный и добрый человек. В этом тоже видится трагедия. Что же может сделаться с человеком !

Крыжовник в плане рассказа появляется после приобретения "именьишка", он не был в мечте изначально, в отличие от окончательного варианта, где в плане Николая Ивановича крыжовник стоит под пунктом Д).Так образ крыжовника в окончательном варианте становится емким символом, совмещающим в себе и пустоту жизни(мелкий , кислый, грубый), и то, что подобная жизнь не так уж редки ("русская ягода"), и тему гордыни ("царская ягода") . 

Возможные задания для учеников:

1) В плане рассказа женитьба по расчету сразу была в мечтах Николая Ивановича, а в окончательной редакции рассказа появилась позже. Как это обстоятельство помогает понять перемены, происходящие в герое?

2)Финальный эпизод с крыжовником Чехов изменил. Отметьте эти изменения. Как они помогают понять позицию Николая Ивановича, Ивана Ивановича, автора?

3) На каком этапе реализации мечты появляется крыжовник в плане и в окончательной редакции? Какое значение имеет образ крыжовника в плане? В окончательной редакции?