Вы здесь

Обсуждение второй главы. Литературный ремейк

9 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети
Обсуждение второй главы. Литературный ремейк

В цикле «Двадцать сонетов Марии Стюарт» И. Бродский написал своеобразный поэтический ремейк на стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…».

Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но 
задумчивость. Черт! все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст.

Вопрос к заданию

Как бы вы организовали сопоставительный анализ этих двух стихотворений на уроках литературы в 9-ом классе при изучении лирики А.С. Пушкина и в 11 классе при изучении творчества И.А. Бродского.

Аватар пользователя Инна
Инна
Не в сети

Я бы попросила учеников выразительно прочитать оба стихотворения, интонационно показала бы образец заранее. После этого привлекла внимание учащихся к построчному анализу стихотворений.

Аватар пользователя Лариса
Лариса
Не в сети

К заданию №7 для 11 класса 

Какое стихотворение (А.Пушкин или И.Бродский) вам ближе и понятнее? Почему? Аргументируйте, опираясь на тексты.

Чем отличаются "рефлексии" одного и другого лирического героя этих  названных стихотворений? Как это помогает охарактеризовать героев?

Аватар пользователя mtv
mtv
Не в сети

я бы попросила сравнить оба стихотворения, "наложить" одно на другое. и отдельно поговорила бы о "лишних" строках, поработала с оговорками. как повлияло "уточнение" автора на смысл стихотворения. Далее построчный анализ. Затем сопоставительный анализ -тема и основная мысль каждого, лирический герой произведений - каким он представляется вам.

Аватар пользователя Takalin
Takalin
Не в сети

А творческие задания надо обязательно выполнить?

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Преподаватель
Не в сети

Творческие задания выполняются по желанию и никак не оцениваются. Это Ваше свободное творчество, мысли вслух, желание поделиться с коллегами идеями или наработками.

Аватар пользователя Takalin
Takalin
Не в сети

Опишите лирических героев обоих стихотворений и сопоставьте их. Что вы заметили?

Аватар пользователя Светлана
Светлана
Не в сети

Наложение стихов и построчный анализ - это начало работы. Интересно сопоставить лирических героев, их понимание  любви и их чувства при расставании.  Также  мне кажется интересным  предложить учащимся попробовать воссоздать образ каждой из возлюбленных, которым обращены строки каждого из поэтов.

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

В 9 классе в центре внимания, конечно, будет стихотворение Пушкина в его классической трактовке. Учитывая, что  при работе по УМК И.Н.Сухих в 8 классе работа строится над "вечными" темами, в частности вокруг темы любви, а в 9 - в движении по "вечным" образам, обращение к авторским интерпретациям этого пушкинского стихотворения будет логичным. Я предложила бы прочитать сначала с листа ("про себя") это стихотворение И.Бродского - высказаться. Потом попытаться прочитать так, как чувствуете его.

Потом предложила бы его чтение на фоне портрета И.Бродского (читает Леонид Филатов), затем - Вадим Демчог - на фоне книг. Второе чтение мне, например, ближе первого. Потом можно, чтобы замкнуть своеобразную систему, чтение Сергеем Чурсиным. оно приближено к простой, бытовой реальности. Фон - череда коридорных дверей. Обыкновенный на вид молодой человек. Словом, в 9 классе, как мне кажется, достаточно настроить на серьёзный разговор о "диалогах" с поэтами прошлого, о реминисценциях (это 1 этап). Более серьёзный разговор об этом возможен в старшей школе при знакомстве с постмодернизмом. Вот тогда-то и стилистический, и композиционный, и образный анализ будет возможен (2 этап).  Причём сквозь призму традиций И.Бродского, с акцентом на его авторскую позицию и разноуровневые средства её выражения. И о том, что был повод для некой иронии: её даёт последняя стихотворная строка гениального Пушкина. Ибо в ней, хотим мы или не хотим, слышится прецедентный текст - фразеологическая единица ("дай бог"). Да ещё и со строчной буквы... Здесь выход и к лингвистике есть.

Мы с ребятами на факультативных занятиях работали с этим стихотворением. Одна из моих выпускниц физмат-класса (!) поступила в этом году на факультет мировой культуры в  Санкт-Петербургский государственный институт культуры) так прониклась к поэзии Бродского,  что не могла не учить наизусть из него всё, что читала. А началось всё с этого стихотворения...