Вы здесь

Обсуждение второй главы. О переосмыслении образа

5 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети
Обсуждение второй главы. О переосмыслении образа

Как переосмысляется образ блоковской Незнакомки в стихотворении Георгия Иванова «Свободен путь под Фермопилами»?

Свободен путь под Фермопилами
На все четыре стороны.
И Греция цветет могилами,
Как будто не было войны.

А мы — Леонтьева и Тютчева
Сумбурные ученики —
Мы никогда не знали лучшего,
Чем праздной жизни пустяки.

Мы тешимся самообманами,
И нам потворствует весна,
Пройдя меж трезвыми и пьяными,
Она садится у окна.

Дыша духами и туманами
Она садится у окна.
Ей за морями-океанами
Видна блаженная страна:

Стоят рождественские елочки,
Скрывая снежную тюрьму.
И голубые комсомолочки,
Визжа, купаются в Крыму.

Они ныряют над могилами,
С одной — стихи, с другой — жених.
...И Леонид под Фермопилами, 
Конечно, умер и за них.
(1957)

Аватар пользователя AnyaKS
AnyaKS
Не в сети

Здесь весна неземная, источник поклонения и грёз. Весна - это другой мир, надреальный, выше мирских проблем, идеальный, недостижимый, красивый. Образную ("Пройдя меж трезвыми и пьяными,
Она садится у окна") и литературную отcылку к блоковской незнакомке мы видим в строках "Дыша духами и туманами, Она садится у окна" . Она показана в сопоставлении с земными реальными девушками, "комсомолочками", неидеальными, но достойными тостов....

"За милых дам, за милых дам

Мой первый тост и тут, и там,

И если надо - жизнь отдам за милых дам", как поётся в банальной современной нам песне Шуфутинского (простите за нелитературную цитату).

   

Аватар пользователя AnyaKS
AnyaKS
Не в сети

И автор возвращается к этим земным, простым эмоциям.

Аватар пользователя MrsКрис
MrsКрис
Не в сети

Весна в стихотворении не просто время года, весна олицетворяется, и, как видим, лирический герой далеко не положительно оценивает ее влияние словом "потворствует" ("поощрять, снисходительно относиться к чему-то недозволенному"). Автор отсылает нас к образу блоковской Незнакомки. Но здесь, по-видимому, это образ олицетворенной весны. Образ Незнакомки у Блока - слияние мистического, таинственного, неземного и вполне ощутимых  черт земной женщины, видение на границе реальности, нечто демоническое, "дьявольский сплав из многих миров". Она проводник лирического героя в другую реальность, в очарованный мир. Окно в этот мир находится уже не в земной действительности, оно часть внутреннего мира героя, как и его видение. Образ Г.Иванова не несет в себе демоничности Незнакомки, тем не менее оставаясь проводником лирического героя в другой мир. Однако мир этот не за границей реальности, он вполне земной, только отдаленный "морями-океанами". Мир этот - советский мир - двойствен: мотив сказочности, счастливого тридевятого царства соединяется с чертами страшного мира: рождественские елочки - снежная тюрьма, голубые комсомолочки (отсылка к лазури Прекрасной Дамы) - визжа, купаются (отсылка к женскому визгу над озером, звук пошлого земного мира), ныряют они "над могилами". Само слово "блаженный" двусмысленно здесь: это "в высшей степени счастливый" или "не совсем нормальный"? Стихотворение написано Г.Ивановым в эмиграции, возможно, образ блоковской Незнакомки выступает здесь как связующее звено между далекой Россией, уже советской, и эмигрантами, хранящими обломки уходящей культуры.

Аватар пользователя Елена
Елена
Не в сети

У Блока незнакомка таинственная и загадочная, у Иванова - более приземленная.