Рождение новой визуальной культуры модерна
Лекция 1
Чтобы понять новую визуальность, необходимо погрузиться в визуальный код старой, той визуальной культуры, которая стала больше не актуальна для людей и художников XIX в. Именно в середине XIX в. зародилась новая визуальная чувствительность и новые визуальные практики, ставшие залогом искусства XX в.
Старая визуальная парадигма ассоциировалась с академизмом, владевшим монополией на красоту и выставочные салоны, — направлением в европейском искусстве, сложившимся в художественных академиях XVI–XIX вв., основанным на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм оказал решающее влияние на систематизацию художественного образования, закрепление классических традиций, которые рассматривались им как система «вечных» канонов и предписаний. Академизм рассматривал современность как недостойную «высокого» искусства сферу, противопоставляя ей вневременные и вненациональные формы красоты, идеализированные образы и не связанные с реальностью сюжеты: древнегреческая мифология, римская мифология, библейские сюжеты, древняя история. Академизм выступал, как правило, официальным направлением при европейских монархиях.
Академизм, монополия, декоративность, а также мифологические, религиозные, исторические и прочие неактуальные темы тормозили развитие современного искусства.
Визуальная культура не отражала экономических, социальных, культурных процессов. Итог — смена парадигм
Смена парадигм
Это первые независимые выставки, где показывали работы новых художников, созданные под влиянием новых технологий и в контексте современной культуры.
Важнейшая веха в формировании практик искусства XX в. — это «Салон отверженных». Это выставка, проводившаяся в одно время с официальной французской, на которой были представлены полотна и скульптуры, отвергнутые в 1860–1870-х гг. жюри Парижского салона. Самая значительная выставка состоялась в 1863 г. по инициативе императора Наполеона III, после того как методы отбора работ на Парижский салон были подвергнуты всеобщей критике.
В 1863 г. число полотен, которые один художник мог подать на салон, было ограничено тремя. Это решение вызвало резкую критику со стороны художественных кругов. Заседания жюри по отбору полотен на салон начались 2 апреля 1863 г. А уже 5 апреля распространился слух, что в этот раз жюри строгое как никогда. 12 апреля жюри объявило о своем решении. Из 5 тыс. полотен, представленных на суд 3 тыс. живописцев, жюри отклонило 60 %.
На этом же салоне был показан знаменитый «Завтрак на траве», а позже — скандальная «Олимпия».

Эдуард Мане. Олимпия. 1863

Олимпия проблематизирует:
  • Форму искусства
  • Положение женщины в обществе
  • Колониальную политику Франции
Также эта картина является искусством новой модернистской современности. Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIX в. Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника.
Мане, увлекавшийся японским искусством, отказался от тщательной проработки нюансов светлого и темного, к которой стремились другие художники. Из-за этого современники не смогли увидеть объемность изображенной фигуры и считали композицию картины грубой и плоской. Гюстав Курбе сравнил «Олимпию» с Дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванной. Мане обвинили в аморальности и вульгарности.
Переход к современному режиму визуальности осуществило «Анонимное общество художников, живописцев, скульпторов и граверов», или импрессионисты, как их назвал критик Луи Леруа после первой выставки
Для нового режима (у импрессионистов и постимпрессионистов) актуальны:
  • Современные темы
  • Индустриализация
  • Новый визуальный язык
  • Ускоряющееся время и темпы развития
Первая выставка импрессионистов состоялась в 1874 г. Она была организована «Анонимным обществом художников, живописцев, скульпторов и граверов» и проходила в Париже на бульваре Капуцинок в бывшей мастерской фотографа Надара. С этой выставкой связано возникновение, закрепление и распространение термина «импрессионизм», который появился во многом благодаря критической статье журналиста Луи Леруа (журнал „Le Charivari”), где он этим словом пренебрежительно назвал художников, выставивших картины на этой экспозиции, и в частности полотно Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».
Модернистская визуальность и новые технологии
Модернистская современная визуальность всегда была и остается чувствительной к технологическим изменениям:
  • Усовершенствование линз
  • Изобретение фотографии
  • Научный прогресс
Влияние фотографии на визуальность
Самое раннее из сохранившихся изображений, снятых с помощью этой технологии, датировано 1826 г. — «Вид из окна в Ле Гра». Однако из-за низкой светочувствительности битума, использовавшегося в гелиографии, она не получила широкого распространения.

«Вид из окна в Ле Гра», 1826

В 1839 г. Луи Дагер, сотрудничавший с Нисефором Ньепсом, достиг точной фиксации отражения на медной пластине, покрытой серебром. Он добился небывалого качества позитива, подробно отображающего мельчайшие детали объектов съемки. Свой способ получения фотографического изображения он назвал «дагеротипия», увековечив свое имя, и 14 июня 1839 г. передал в общественное достояние в обмен на пожизненную пенсию.
Необходимыми условиями для революционного прорыва импрессионистской живописной техники и программы послужили научные открытия середины XIX в.
Изучение системы зрительного аппарата человека дало подробное представление об алгоритмах/механизмах считывания визуальной информации зрительными органами — глазами. Важнейшие роли сыграли цветовой круг Шевреля и теория цветоощущения Юнга — Гельмгольца. Повлияли на всплеск художественных открытий и иные изобретения.
Например, изобретение сплава олова: отныне краски стали храниться в оловянных тюбиках, которые меньше весили и занимали мало места, благодаря чему художники получили возможность большей мобильности. Теперь они могли, вооружившись всеми своими параферналиями, спокойно и свободно покидать мастерскую, выходить на улицу и писать ее в любое время и в любом месте.
До импрессионистов живописцы главным образом работали в своих мастерских, с трудом и крайне редко оказываясь на пленэре. Именно в мастерских создавались умозрительные полотна, на которых тщательно организованным и «гармонизирующим» компиляциям и контаминациям подвергались различные предметы (бутафории), персонажи (натурщики), явления (представления). На улице художники лишь делали наброски, зарисовки, которые спустя время обрабатывались в мастерской.
Эти подготовительные работы обычно велись мягкими материалами (карандаш, сангина, пастель, тушь, акварель). Брать же с собой все инструменты было весьма затруднительно и физически непросто. Наконец, удобные оловянные тюбики, наполняемые красками, открыли художникам новые возможности, горизонты и перспективы работы на улице.
Искусство всегда шло в ногу с техническим прогрессом. Так, например, (забегая вперед) уже в XX в. возникновение знаменитой французской «новой волны» происходит следом за изобретением портативной и легкой кинокамеры. Это техническое изобретение подарило каждому уникальную возможность попробовать себя в режиссуре.
«Новая волна»
Это волна вдохновленных техническими средствами энтузиастов. Однако это явление вызвано только изменением и усовершенствованием уже известного устройства. Даже не вдаваясь в детали, можно себе представить, как изменило картину мира и жизни изобретение в XIX в. фотографии и кинематографа. С их появлением искусство стремительно мутировало, трансформировалось и уже никогда не стало прежним.
Режим новой визуальности — темы, которые попадают в прицел работы художников, меняя визуальную культуру
Эти же темы складывались с учетом новых технологий и общей модернизации Европы:
  • Репрезентация современного города
  • Жизнь повседневности мегаполиса
  • Урбанизация и репрезентация масс
  • Реклама, массовая культура в городском пространстве
Современная визуальность и гендерная политика:
  • Переосмысление образа женщины
  • Активное участие художниц в современном искусстве
  • Женский взгляд
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Присоединяйтесь к чату курса
Визуальная культура XIX–XX вв.
На курсе вы узнаете, как мы очутились в той визуальной культуре, в которой мы живем сегодня, как мы прошли этот долгий путь от модернизации, рождения новых технологий еще в XIX в. через расцвет визуальности в XX в. к нашим современным и актуальным практикам. Мы будем затрагивать очень разные визуальные тексты: от живописи до новых цифровых медиа, включая такие занятные вещи, как перформативный поворот.

Рекомендованные возрастные ограничения: 18+
  • Что вы получите

    • 16 уроков с видеолекциями
    • Авторская подача: просто и понятно
    • Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
    • Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
    • Творческие и проверочные задания после каждой темы
    • Профессиональное видео
    • Быстрая связь с техподдержкой
    • Сертификат о прохождении курса
  • Зачем

    • По-новому воспринимать визуальную информацию в интернете и соцсетях, в музее и в городе, в кинотеатре и на выставке
    • Понять, как работают современные гальеристы и арт-критики
    • Сформировать самостоятельное суждение о современной визуальной культуре
    • Узнать визуальную историю культуры
    • Научиться понимать, анализировать и комментировать культурные объекты на новом уровне
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это нужно для более стабильной работы сайта
Made on
Tilda