Вы здесь

Творческое задание 1 к главе 3

21 сообщение / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети
Творческое задание 1 к главе 3

Укажите один или два факта из биографии любого выбранного вами писателя, в которых раскрывается его личность (характер, привычки, интересы и пристрастия, мировоззрение, нравственные принципы, социальная роль и т. д.), и тезисно аргументируйте свой выбор.

Аватар пользователя Татьяна Владимировна
Татьяна Владимировна
Не в сети

М. А. Булгаков написал о том, что он писатель мистический, инфернальный, называя себя наследником Гоголя. Очевидно, эта автохарактеристика относится как к мировоззрению автора инсценировки "Мертвых душ", романа "Мастер и Маргарита", так и к его поэтике

Аватар пользователя Катерина
Катерина
Не в сети

При изучении биографии И.А. Гончарова я бы обратила внимание на его кругосветном плавании на фрегате "Паллада". Для него это было из ряда вон выходящим событием, ведь его образ жизни очень напоминал Обломова. Стоило бы сказать и провале романа "Обрыв", который он писал 20 лет, о том, что Гончаров обвинял в том, что сюжет книги у него украл Тургенев. Душевная рана, нанесенная Тургеневым, тяготила его до конца дней. В конце жизни Гончаров стал нелюдим, оброс бородой, практически потерял зрение, по неделям не выходил из дома (что также очень напоминает Обломова). 

Аватар пользователя lm1404lm
lm1404lm
Не в сети

1.  «Мне кажется, что одно из характерных черт моей прозы является ее романтическая настроенность. Это, конечно, свойство характера. Требовать от любого человека, в частности от писателя, чтобы он отказался от этой настроенности, – нелепо. Такое требование можно объяснить только невежеством…» Однако писатель не отказывается от важности изображения реальности, действительности, он лишь подчеркивает что в любой реальности всегда будет место прекрасному, доброму, человечному…и следовательно – вечному: «…Романтическая настроенность не противоречит острому интересу к «грубой» жизни и любви к ней. Во всех областях деятельности и человеческой деятельности, за редкими исключениями, заложены зерна романтики. Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека. Романтичность свойственна всему, в частности науке и познанию. Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее. Наоборот, невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль. Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, огромные пласты ее отмирают, и, в конце концов, равнодушный человек остается наедине со своим невежеством и своим жалким благополучием…» – пишет К. Паустовский.

2. И. С. Тургенев

  • В юности Тургенев был легкомыслен, тратил много родительских денег на развлечения. За это его мать однажды проучила, выслав вместо денег в посылке кирпичи.
  • Личная жизнь писателя сложилась не очень удачно. У него было много романов, но ни один из них не закончился браком. Самой большой любовью в его жизни была оперная певица Полина Виардо. На протяжении 38 лет Тургенев был знаком с ней и ее мужем Луи. За их семьей он ездил по всему свету, жил с ними в разных странах. Умерли Луи Виардо и Иван Тургенев в один год.
  • Тургенев был человеком чистоплотным, опрятно одевался. Писатель любил работать в чистоте и порядке — без этого никогда не начинал творить.
  •  

Аватар пользователя Бахар
Бахар
Не в сети

А.П.Чехов был хорошим ботаником, в своем доме в Ялте выращивал уникальные растения.  Почему его комедия называется именно "Вишневый сад", а не "Яблоневый" или "Сливовый"? (Чисто вишневые сады не могут плодоносить, необходимо. чтобы в них росли яблони и груши)

Аватар пользователя Татьяна Владимировна
Татьяна Владимировна
Не в сети

Обязательно рассказываю ученикам о поездке А. П. Чехова на остров Сахалин. Автор знал о том, что эта поездка негативно повлияет на его здоровье, и тем не менее осуществляет ее, составляет статистические карточки, затем публикует книгу. 

Аватар пользователя SVF
SVF
Преподаватель
Не в сети

Коллеги, большое спасибо. Мне кажется, мы с вами одинаково понимаем, что такое биография как образ человека. Из ваших ответов можно составить копилку методических рекомендаций.

Аватар пользователя ELLEN
ELLEN
Не в сети

1. Как известно, при рождении А.А.Фет, чья мать была немкой, получил фамилию Шеншин и все права русского дворянина. Однако, когда мальчику исполнилось 14 лет, выяснилось, что Афанасий Шеншин не настоящий его отец. С огромным трудом подростку удалось дать фамилию подлинного отца, на официальное же обретение потерянного социального статуса ушло почти 40 лет. Можно порассуждать о том, как сочетались помещик Шеншин и поэт Фет в одном человеке.

2. Воспоминания Маяковского о встречах с Есениным характеризуют обоих поэтов:

"В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.
Как человек, уже в свое время относивший и отставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:
— Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло.
Что-то вроде:
— Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем... мы уж как-нибудь... по-нашему... в исконной, посконной...
Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны.
Но малый он был как будто смешной и милый.
Уходя, я сказал ему на всякий случай:
— Пари держу, что вы все эти лапти да петушки-гребешки бросите!...

Плотно я его встретил уже после революции у Горького. Я сразу со всей врожденной неделикатностью заорал:
— Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак и галстук!
Есенин озлился и пошел задираться."

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Творчество писателя. В. Я. Шишкова не изучается в рамках школьной программы, но хотелось бы написать про него. Шишков был глубоко верующий христианин и даже в юности совершил совместное путешествие с Иоанном Крондштадтским, что несомненно оказало на него сильное влияние. Так в советские годы, рискуя как писательской карьерой, так и своей свободой, Шишков посещает храмы, причащается и совершает паломнические поездки по святым местам. И конечно, его мировоззрение отразилось в его творчестве. Так в романе о беспризорниках "Странники" , казалось бы не имеющего отношения к религии, мы находим массу христианских образов.

Аватар пользователя Приморочка
Приморочка
Не в сети

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин получил отличное домашнее образование и уже в 10 лет поступает в Московский дворянский институт, именно отличное домашнее образование и помогает  потом учится в Царскосельском лицее  а затем в Александровском лицее.В это время наступает период начала творчества Салтыкова-Щедрина. Стоит заметить, что  за своё творчество, за вольнодумные стихи и далеко не идеальное поведение Салтыков-Щедрин получает  документ об образовании второго разряда, хотя он вполне заслуживал и первого. Первая несправедливость? Или закономерность? Ведь он мог научиться молчать ради высоких заслуг по службе,но... Писатель служит чиновником на высоких постах и продолжает литературную деятельность. Наблюдения за  жизнью, находят впоследствии отражение в книгах писателя - сатирическое обличение пороков общества своего времени.

Аватар пользователя иринаАнонимус
иринаАнонимус
Не в сети

По-моему, наиболее полно характер,мировоззрение,нравственные принципы художника проявляются в сфере взаимоотношений с властью. Трудно найти писателя или поэта, в судьбу которого не вмешалось бы государство, стремящееся использовать талант в своих интересах. Именно в этом столкновении или соприкосновении с системой человек проявляется как личность. Примеры многочисленны: Салтыков-Щедрин во время своего губернаторства, Державин на государственной службе( и Екатерина, и Александр Первый поспешили освободиться от такого "горячего" деятеля), трагическая судьба  Маяковского, Ахматовой, Фадеева ...

Аватар пользователя Galina
Galina
Не в сети

В 8 классе, когда вместе с ребятами мы проживаем рассказ К.Г Паустовского "Телеграмма", мне кажется уместным рассказ из биографии писателя, из которого ясно, что внимание к боли человека, к его чувствам, естественное, характерно для него. В годы I Мировой войны, по-моему, в 1914, Паустовский работал кондуктором в трамвае. Однажды к нему в вагон вошла большая группа солдат вместе с плачущими жёнами (или родственниками). Паустовский не стал брать с них деньги за проезд (они ехали на вокзал). А на одной из остановок вошёл контролёр. На следующий день Паустовский был уволен.

Аватар пользователя evs.oa
evs.oa
Не в сети

При знакомстве с Маяковским, интересно обратиться к ярким строкам его автобиографии. Это служит той проблемной ситуацией, через которую интересно понимать человека. Например: "Нарвался на засаду в Грузинах. Наша нелегальная типография. Ел блокнот. С адресами и в переплете." Что мы можем сказать о человеке, в жизни которого была такая ситуация? Ученики всегда отмечают, что это человек решительный, готов к бунту, при этом ответственный, поскольку товарищи важнее идеи "фу, есть бумагу", а также он обладает смекалкой. После этого работа с текстами произведений идёт легче и понятнее ребятам, откуда необычная форма, необычный ритм - это тоже поиск нового, некоторый бунт.

 

Леонид Андреев пишет картину по мотивам офортов Гойи. Фотография картины сохранилась и можно оценить её размер, то, что изображено. Обычно спрашиваю также при знакомстве, что это за человек. Ученики отмечают и его знание творчества Гойи, интересуются самими офортами, позже делают вывод о моральной значимости офортов, а значит, и работы Андреева. Говорят также и об эмоциональности автора, его стремлении к масштабности и всеохватности, некоторой угнетенности, поскольку картина неприятная, тяжёлая. После этого знакомство с "Бездной", "Мыслью", "Жизнью человека" оказывается динамичнее, а автор запоминается. (фотографию картины приложу)

Аватар пользователя Marija
Marija
Не в сети

Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.

Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.

Широко известен биографический факт, что Гоголь был сладкоежкой. Он в невероятных количествах поглощал сладости, и всегда забирал сахар, подаваемый к чаю, чтобы потом грызть его в течение дня.

Аватар пользователя Елена
Елена
Не в сети

Таким примером может служить биография А.С.Пушкина. Мне кажется, таким примером может служить встреча А.С.Пушкина с царем после восстания декабристов. Его ответ - верность дружбе и её идеалам,  стремление к свободе и независимости. Все это мы находим в его стихах, в частности, "Послание в Сибирь", "Арион" и другие.

Аватар пользователя Евгения Бартенева
Евгения Бартенева
Не в сети

А.А. Фет (Ше/иншин), будучи незаконнорожденным,  трижды пытался добиться дворянского титула, однако жизнь складывалась таким образом, что это не происходило. Он не роптал, а был послушен судьбе, но неутомим: служил, занимался переводами, поэзией, сельским хозяйством - и не роптал, унывая от своего положения. Вскоре звание дворянина ему всё-таки присвоили. 

Брак А.А. Фета с М.П. Боткиной многие расценивали как брак по расчету, однако переписка с женой позволяет нам развенчать этот миф, показывая, насколько трепетно и нежно относился поэт к своей супруге. 

Аватар пользователя Марина_Васильева
Марина_Васильева
Не в сети

1) При изучении биографии И.С. Тургенева можно использовать на мотивационном этапе небольшой рассказ  А.П. Чехова "В Ландо" (текст ) - прием когда-то увиденный мною в одном из педагогических журналов.Теперь часто использую в своей работе. 

В центре сюжета рассказа - путешествие по Невскому проспекту в богатом экипаже питерской знати - Кити, Зины, барона Дронкеля, Марфуши. Они ведут беседу, можно сказать, сплетничают, и происходит всё это действо в день похорон И.С. Тургенева: 

"Сегодня у наших служащих панихида по Тургеневе, а я, по вашей милости, не поехал. Неловко, знаете ли... Комедия, а всё-таки следовало бы поехать, показать своё сочувствие... идеям... Меdames, скажите мне откровенно, приложа руку к сердцу, нравится вам Тургенев? — О да... понятно! Тургенев ведь..."

Вопрос ученикам: В чем грандиозность и самобытность личности И.С. Тургенева?

"А Тургенев... что он написал? Идеи всё... но какие в России идеи? Всё с иностранной почвы! Ничего оригинального, ничего самородного!

— А природу как он описывал!

— Не люблю я читать описания природы. Тянет, тянет... “Солнце зашло... Птицы запели... Лес шелестит...” Я всегда пропускаю эти прелести. Тургенев хороший писатель, я не отрицаю, но не признаю за ним способности творить чудеса, как о нём кричат. Дал будто толчок к самосознанию, какую-то там политическую совесть в русском народе ущипнул за живое... Не вижу всего этого... Не понимаю...— А вы читали его «Обломова»? — спросила Зина. — Там он против крепостного права! — Верно... Но ведь и я же против крепостного права! Так и про меня кричать?

Вопрос ученикам: Каким вам представляется писатель по отзывам участников разговора (= современникам И.С. Тургенева)? Помогает ли вам рассказ Чехова предположить, какую роль сыграло творчество И.С. Тургенева в развитии литературы? Почему молодые люди путают название произведений И.С. Тургенева?  Что Вам хотелось бы узнать о жизни и творчестве писателя?

2) Ю.М. Лотман в статье "Биография - живое лицо" писал следующее: "За читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность". При изучении биографии А.С. Грибоедова следует сказать, что по сути у него немного произведений опубликовано и известно  читателям (возможно, стоит сказать о его поэтических творениях). "Горе от ума" - гениальное произведение. Но только и всего?  Акцент следует сделать на масштабе личности этого человека: талантливый дипломат, поэт, драматург, любящий человек, личность в истории России.

 

Аватар пользователя Ольга1
Ольга1
Не в сети

Этапы.

1. "Погружение в творчество Батюшкова" - обращение к изученному в 9 классе.

2. "И жил так точно, как писал..." - обращение к биографическим данным.

3. "Мои пенаты" - связь анакреонтических мотивов с историческими реалиями автора.

4. Подведение итогов.

1. Вспоминаем особенности стиля поэта - читаем стихотворения, изученные в 9 классе: "Выздоровление", "Элизий", "Мой гений", "К Дашкову", а также стихотворение "Судьба Одиссея". 

2. До милых родины давно желанных скал.

Проснулся он: и что ж ?  отчизны не познал.

Отражение биографии автора в творчестве. Лекция учителя сопровождается цитированием стихотворений К.Батюшкова, отражающих факты его биографии.

Аватар пользователя Nevskaya
Nevskaya
Не в сети

1. Ссора Тургенева и Толстого по поводу занятий дочерью первого "манерной", фальшивой благотворительностью.

2. Христианство Мандельштама.

3. Разница позиций Шаламова и Солженицына относительно трагедии ГУЛАГаа и роли страданий арестанта в собственной судьбе.

4. Музыкальный талант Пастернака. Матери пианистки Мандельштама и Цветаевой.

 

Аватар пользователя SVF
SVF
Преподаватель
Не в сети

Коллеги, большое спасибо за интересные предложения, говорящие о том, что хрестоматийный глянец не покрыл задубевшей коростой образы наших замечательных поэтов и писателей. Для нас они собеседники и современники.

Аватар пользователя Анна
Анна
Не в сети

Рассказ о жизни Александра Блока можно украсить историями (и фотографиями) о его увлечении театром, о мистическом ореоле вокруг его влюблённости в Любовь Дмитриевну (в лето их знакомства очень яркими были рассветы и закаты, что производило особое впечатление на юношу, рассказать о его письмах к ней, где все слова писались с большой буквы, что отчасти отразиться потому в традиции цикла "Стихов о Прекрасной Даме" писать само это словосочетание и другие обозначения героини с больших букв) о том, как много позже, не предполагая для себя чтения на публику поэму "Двенадцать" и поручив это Любови Дмитриевне, водил её в кабаки слушать как исполняются городские романсы и популярные песни. В "Дневниках моих встреч" Ю.Анненкова рассказывается о том, что "девочки" бродили у ресторанов и в людных местах представляясь молодым людям блоковской незнакомкой, специально цепляли к своим шляпам страусовые перья и цитировали безумно популярное стихотворение.

Историю жизни Куприна с её жаждой впечатлений можно рассказывать через то, что он, пожалуй единственный, кто из русских литераторов поднимался и в небо с лётчиком испытателем Уточкиным и спускался на морское дно в водолазном костюме. А его "Десять заповедей-писателя реалиста" могут стать лучшим отражением его жизненно позиции и руководством не только для писателей, но и для  тех, кто жаждет активной жизни.

А страстность натуры Ахматовой и её поэтического огня можно передать через её же воспоминание. «Я ехала летом 1921 года из Царского села в Петербург. Бывший вагон 3 класса был набит как тогда всяким нагруженным людом, но я успела занять место, сидела и смотрела в окно на всё – даже и знакомое. И вдруг, как всегда неожиданно, я почувствовала приближение каких-то строчек. Мне нестерпимо захотелось курить. Я понимала, что без папиросы я ничего сделать не могу. Пошарила в сумке, нашла какую-то дохлую “Сафо”, но… спичек не было у меня и их не было ни у кого в вагоне. Я вышла на открытую площадку. Там стояли мальчишки красногвардейцы и зверски ругались. У них тоже не было спичек, но крупные, красные, ещё как бы живые жирные искры с паровоза садились на перила площадки. Я стала прикладывать к ним свою папиросу. На третьей (примерно) искре папироса загорелась. Парни, жадно следившие за моими ухищрениями, были в восторге. «Эта не пропадёт», – сказал один из них про меня. Стихотворение было: «Не бывать тебе в живых».

Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.