Вы здесь

2.2. «Маленький человек» и его хронотоп. Башмачкин и Петербург

37 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Polina Lektorium
Polina Lektorium
Лекториум
Не в сети
2.2. «Маленький человек» и его хронотоп. Башмачкин и Петербург

Сравните три изображения кульминационной сцены повести художниками Д. Шмариновым, Б. Косульниковым и М. Добужинским. 
В чем их главное отличие друг от друга? Что хотел передать каждый художник? Какая иллюстрация вам кажется наиболее выразительной и почему? 

1. Шмаринов
2.Косульников
3.Добужинский

 

Аватар пользователя Марина Н
Марина Н
Не в сети

Добужинский запечатлел трагический момент встречи возникновения в дверях Самсона Вырина. Вот Дуняша увидела отца, и ее сердце сжалось от жалости к нему. Она видит, как отец стар, немощен, удит горем. Минута и сейчас Дуняша  упадет в обморок. Добужинский лишь констатирует факт и предлагает зрителю принять решение, кто здесь прав, а кого нужно осудить.

Шмаринов же подчеркивает трагизм судьбы маленького человека. Самсон Вырин изображен сжатой, темной фигурой в углу картины. На переднем плане Дуняша флиртует с Минским. Минский по-хозяйски,уверенно сидит на стуле, а рядом, присев на локоточке кресла,  потупив взор красавица Дуняша.

Косульников штрихами изображает призрачность Вырина. Его уже нет в жизни Дуняши. Она здесь в Петербурге, в светском обществе, а отец – тень, фантом. 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, Марина. Так какая иллюстрация, с Вашей точки зрения, лучше?

Аватар пользователя Марина Н
Марина Н
Не в сети

В живописи все субъективно, но если говорить с точки зрения отражение идеи произведения, то Шмаринов лучше всего передал трагизм Самсона Вырина.

Аватар пользователя Анжелика
Анжелика
Не в сети

Спасибо за задание, здесь есть над чем подумать. Понравилась иллюстрация Шмаринова. Он изображает тихое счастье двух людей, не нуждающихся более ни в ком, и отец в дверях как ненужный, лишний элемент этой картины. Они и он - трагичное несовпадение. Фигура отца притягивает внимание больше.. Там, в глубине, у  двери тяжелое одиночество и нужда во внимании, заботе, ласке, любви. Одинокая фигура отца, нашедшего дочь, НО нашедшего ли? Помог художник домыслить,дочувствовать, спасибо.

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Анжелика, Вам спасибо за комментарии!

Аватар пользователя Татьяна Николаевна Веселова
Татьяна Николае...
Не в сети

Доброй ночи, дорогие! Художники известные, иллюстрации достойные. Если бы была представлена одна иллюстрация М. Добужинского, я бы сказала - превосходно, невзирая на злобный взгляд Дуни! Показали бы только работу Б. Косульникова, я бы сказала - прекрасно, не замечая пресыщенного взгляда Минского. Но иллюстрация Д. Шмаринова удивительно берет за душу, так достоверно передает смятение чувств бедного смотрителя, застывшего на пороге комнаты Дуни! Он и любуется своей Дуней, и рад, что ей хорошо, он это тоже видит, и боится за ее будущее... И конечно совершенно не думает о себе. Зато мы, зрители, думаем о нем со слезами на глазах. Рисунок Д.Шмаринова наиболее близок к тексту. Спасибо этому замечательному художнику.

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Татьяна, спасибо!

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

Я думаю, что отличие этих иллюстраций в том, как изображена Дуня и её отец.

Художник Д.Шмарин изобразил Дуню в тот момент,когда она  ещё не видит своего отца. Она спокойна, мила и полностью поглощена общением с Минским. Самсон Вырин увидел дочь. На лице его радость. Он замер, как бы ожидая, что Дуня кинется в его объятия.

Художник Б.Косульников изобразил Дуню в тот момент,когда она только что увидела своего отца. Она ещё пока  осознаёт, кто перед нею и какой ей предстоит выбор. Самсон  ещё не знает,что его прогонят. Он рад видеть дочь.

Художник Добужинский изобразил Дуню в тот момент,когда она поняла, кто стоит перед нею, поняла весь ужас своего положения, осознала, какой выбор ей предстоит сдеать и готова упасть в обморок. А Самсон вырин изображён в жалкой позе просителя.Лицо у него скорбно-виноватое.Голова не покрыта. Руки вот-вот с мольбой поднимутся вверх , желая обнять свою дочь. Но он стоит на месте, потому что он понял всё по выражению лица своей дочери.

Мне кажется, что иллюстрация Добужинского наиболее выразительно запечатлела ту пропасть, которая теперь разделяет Самсона  Вырина и его дочь. Понятно, какой выбор сделает Дуня  и чем закончится эта встреча.

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

@Анонимус А мне кажется, что здесь не идет речь о выборе Дуни, так как она сделала его уже тогда, на станции, когда Минин прикинулся больным. 

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

Она могла одуматься и уйти с отцом. Он за тем и приходил, я думаю,уважаемая   Seraphima.

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

Да, действительно. Но, все-таки, очень слабая эта надежда была и необоснованная. Ведь Дуня любила Минина и отца, конечно, тоже. Но здесь-то и заложен конфликт – этакий “любовный» треугольник! Отец, дочь и её возлюбленный - двое мужчин и женщина. На мой взгляд, отец должен был понять дочь и не ставить её перед выбором во второй раз, а согласиться с принятым ею решением. Именно потому, что Дуня знала, что отец захочет вернуть её, она и не давала о себе знать. Все-таки слаб был Вырин, слаб…. 

У меня к нему нет жалости, потому что слабость - это порок. Любовь не в присвоении, а в уважении свободы другого человека. Дуня ведь оставалась его дочерью в любом случае, в городе она или рядом, под боком. 

На ум приходят строчки Высоцкого:

Когда я вижу сломанные крылья -

Нет жалости во мне и неспроста.

Я не люблю насилье и бессилье,

Вот только жаль распятого Христа.

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Спасибо за развернутый подробный ответ!

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

Я думаю, что различие картин в видение и изображении сцены. Каждый художник слегка по-своему интерпретировал сцену и внёс в неё что-то от собственных эмоций и отношения к происходящему. 

Кроме таких очевидных деталей, как позиции трех героев относительно друг друга, в каждой картине по разному изображен интерьер комнаты, а в последнем случае комнат во множественном числе – мы видим не только комнату, в которой сидят Дуня с Мининын, но и комнату, в которую открыта дверь. По всей видимости, эта комната – спальня.

Также в каждой картине по разному изображен дверной проем или то место, в котором стоит Вырин. На первой картине это открытая дверь, на второй - проем, занавешенный портьерой, а на третей - Вырин стоит в проеме, соединяющим комнаты. Мне кажется это важным, так как эта деталь помогает нам эмоционально окрасить сцену и определить в ней место Вырина. В первом случае, Вырин незваный гость в чужом мире; на картине четкая граница между Мининым и Дуней и Выриным – отец находится вне мира дочери. На второй картине Вырин представлен так, будто он подглядывает за парочкой, и Дуня случайно застает его за этим делом. Вырин здесь кажется менее чужим и больше соучастником, а в третьем случае, комната, в которой сидит Минин и Дуня заполняет весь передний план так, что Вырина почти и не видно. Он буквально вытеснен из картины – ему там нет места.

Кроме этого, интересно освещение комнат: у Шмарина светильник на стороне Вырина, у двери; на картине Косульникова свет яркий, и светильник стоит на пограничной зоне между ярким миром Минина и Дуни и мира теней, из-за которой выглядывает Вырин, но свет в этом случае падает и на него (лучи благополучия и его задевают), а на последней картине светильники срезаны – мы не видим их света. К тому же между Выриным и парой огромное расстояние в виде ковра. 

Мне кажется, что первая иллюстрация наиболее выразительна, так как наиболее правдиво показывает сцену и передает задействованные в ней эмоции.

PS Да кроме этого интересны и такие детали, как стол и то, что находится на нем - фрукты, распечатанное письмо... А еще шпага у дверей на третьей картине, которая, по моему мнению, наиболее заряжена сексуальным подтекстом, то есть художник делает большее ударение на желание, чем на любви (и вид спальни, и колонна, и шпага) 

 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Здравствуйте, Seraphima! Очень интересные наблюдения над деталями! Чаще всего внимание привлекают персонажи! Свет, цвет и т.п - потом. А вот что на столе - никогда не обращала внимания! Пришлось всмотреться! И, пожалуй, соглашусь с Вами:) Спасибо! Вы заставили меня увидеть новое в хорошо знакомом:))

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

Да, вы правы. Действительно два мира. И свет помогает  это понять. Только сейчас обратила на это внимание. Ну а на третьей картине всё-таки  любовь. Героев разделяет спальня, но  ,посмотрите, в спальне на стене висит портрет Дуни.

Аватар пользователя Seraphima
Seraphima
Не в сети

Действительно, портрет висит! Да, согласна,  в таком случае - это любовь и желание вместе ;-) Ну прямо как Дуня (любовь) и Минин (желание), то есть портрет и спальня!

Аватар пользователя Вера Квантре
Вера Квантре
Не в сети

Мне больше всех понравилась иллюстрация Шмаринова. Именно это иллюстрация лучше всех передает основную тему прозведения Пушкина, трагедию «маленького человека». Фигура Самсона Вырина, несмотря на то, что она не выдвинута на первый план на иллюстрации, самая значительная. На иллюстрации передана вся сущность трагизма «маленького человека», в обществе, где главаное правило «чин чина почитай». Всем своим выражение, тем как Самсон Вырин жмет в руках свою шапку, выражение его лица, за которым скрывается его внутренное состояние говорит о том, что именно сейчас он осознал какая пропасть существует не только между ним Минским, но со своей Дуняшей, которая уже для него недосягаема, именно в этот момент он и понял, что не вернуть ему «заблудшую овечку свою». Он потерял смысл всей жизни. Жалость, сострадание к «маленькому человек» – вот какие ассоциации вызывает иллюстрация Шмаринова. Поэтому, я думаю, что она самая лучшая из всех представленных иллюстрациий.

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Анализ иллюстраций. "Встреча с отцом"

 

         Иллюстрация Д. Шмаринова наиболее точно передает содержание кульминационной сцены повести.

         Наш взгляд привлекают фигуры на переднем плане: Минский и Дуня. Они заняты собой. Минский задумчиво смотрит вдаль. Дуня с умилением наблюдает за "кормильцем", возлюбленным.

         Далее наш взгляд скользит справа налево. На заднем плане изображена фигура старика, станционного "просителя". Его черты еле различимы. Можно ли признать в нем отца барыни? Конечно, нет. Старик держит что-то в руках, вероятно, шапку, так как на нем одета шинель с меховым воротом. На лице "улавливается" сочетание удивления и огорчения. Он весь как будто слит с интерьером комнаты: дверью, ковром, стенами, полом, стулом, - и задним фоном. Старик кажется маленьким, сгорбленным. Он призрак, он остается незамеченным. Но в тоже время он изображен во весь рост, и происходящее разворачивается перед ним, как на ладони.

         Цвет его шинели (темно-коричневый) совпадает по цветовой гамме с платьем и волосами Дуни (светло-коричневые очертания). Вероятно, художник намекает зрителю на то, что Дуня еще не так отдалилась от своего отца. Она часть его. Даже пространство художник делит на две части: зона Дуни и отца (коричневые тона) и зона Минского (черные тона). "Точкой" (стыком) их соединения является ручка кресла, на которую присела Дуня.  Дуню и отца, как видно на иллюстрации, разделяет расстояние. 

         Зона Минского - это он сам и стол, на который он опирается. Он олицетворяет социальный статус, который ротмистр имеет в обществе, его владение материальными средствами и связями. Поэтому он стоит не на двух ногах, а на десяти. Его зона выполнена в черном цвете, что олицетворяет некую демоничность силуэта. Он выделяется на общем фоне и является единственным активным действующим лицом. Он все своим видом придает картине тяжесть. Он недоволен, строг. При ближайшем рассмотрении кажется: Он сейчас встанет и подойдет к бедному Самсону Вырину, закружит его и выкинет из квартиры. А Дуня так и останется сидеть на ручке кресла, не посмотрев на отца.

         На картине Б. Косульникова, напротив, отец тайком наблюдает за ними, спрятавшись за шторой. Он осмеливается одной ногой ступить на их территорию. Самсон Вырин не похож здесь на отца, измученного поисками дочери. В его очертании просматривается улыбка. У него другая одежда: брюки, удлиненный пиджак или пальто. Он моложе, чем Самсон Шмаринова. Самсон Косульникова - станционный "наблюдатель".

         При первом обращении к картине взгляд приковывается на Дуне. Здесь она действующее лицо. Она смотрит на отца то ли удивленным, то ли негодующим взглядом. Ее рука приподнята. Кажется, что она сейчас встанет и схватит ее отца за шиворот. И уже Дуня будет кружить Самсона Вырина "в танце". Самсона Вырина мы замечаем здесь, только последовав за взором героини.

         Зона отца выполнена в черных тонах. Он весь слит с задним фоном. Зона Дуни и Минского - в бледно-желтом цвете, символизирующем предательство. Можно ли, глядя на данную иллюстрацию, надеяться на раскаяние Дуни? Я думаю, нет. Отсутствуют предпосылки на дальнейшую встречу дочери и отца.

         Минский Косульникова, по сравнению с Минским Шмаринова, расслаблен. Напряжена только Дуня: отец застал ее за "непристойным" занятием. Роли поменялись. Таким образом, иллюстрация не соответствует содержанию текста.

         Картина М. Добужинского выполнена в одной цветовой гамме: использован коричневый цвет в различных его вариациях. Как будто пространство героев слито, и разделяет мир Дуни и Минского от мира Самсона Вырина лишь ковер (поле).

         Самсон Вырин Шмаринова не осмеливается переступить порог в то время, как герои иллюстраций Косульникова и Добужинского не боятся этого сделать. 

         Самсон Вырин Добужинского выполнен "частично". Он часть дверь, может быть, сама дверь, которую Дуня и Минский е собираются открывать. Самсон Вырин как будто ждет позволения ступить на ковер. Но так и не получает его. Отличается и одежда героя. Я полагаю, что это военная шинель.

         При первом рассмотрении иллюстрации взгляд устремляется на темно-коричневый мундир Минского, далее на его лицо, обращенное к Дуне. Здесь Минский тоже расслаблен и находится в закрытой позе: ноги перекрещены. Он не собирается "вступать в бой". За него все сделает Дуня. Она решительна и не собирается падать в обморок. Ее выражение лица и расположение Самсона Вырина  напоминают возвращение блудного сына, станционного "гуляки", которого "родители" готовы отругать за столь долгое отсутствие.

 

         Предложенные иллюстрации передают видение художников и их понимание повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Каждый имеет право на свою интерпретацию прочитанного текста.

 

 

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

         Добрый день, коллега (вы учитель, не так ли?)!

Интересна трактовка иллюстрации Д.Шмаринова. При удобном случае попробую вернуться и, может быть, пересмотрю своё мнение. вы очень убедительны.     

         С уважением, Ольга

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Ольга, спасибо.

В каких именно словах Вы нашли , скажем так, "убедительность"?)

 

Относительно коллеги): "в качестве третьего образования имею диплом учителя русского языка и литературы"))))

 

Дарья В.

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Здравствуйте, Дарья. В своем комментарии Вы не раз говорите о цветовой гамме. Однако позвольте: о каком таком "цвете" может идти речь, если мы имеем дело с произведениями книжной ГРАФИКИ, а вовсе не живописи, какую почему-то усмотрели в этих работах некоторые участники форума? :))) Я в смятении.

Аватар пользователя DariaVarsonova
DariaVarsonova
Не в сети

Дорогая Женечка,

как говорится: Что вижу - о том и пишу) Глазами обывателя, не искусствоведа)

Например, у Шмаринова: У Минского преобладает черный, а у Вырина - коричневый. Какое существительное нужно "подставить" к прилагательным раз не цвет? - Тон?

У Косульникова - преобладает бежевая (так видит мой глаз) гамма. Чем она выполнена? Я думаю, что красками. Поэтому, описывая данное изображение, можно использовать слово "цвет". 

 

В общем и целом, жду подробной информации от тебя, как от специалиста!:)

 

Спасибо, за вопрос. Ты заставила меня задуматься :-)

 

Д.В.

Аватар пользователя Евгения
Евгения
Не в сети

Нашла специалиста... Да, именно "тон". Материалы: у Косульникова - тушь-перо ("бежевый" - это бумага:)), у двух других - какая-нибудь сепия или карандаш (подумаю-посмотрю еще). Все это графические материалы ;)
У Шмаринова Минский просто более плотный по тону (более темный, проще говоря), нежели Вырин :).
Всегда пожалуйста, задумываться бывает полезно (хотя не всегда, поверь мне:)).

Аватар пользователя elvas
elvas
Не в сети

В иллюстрации Шмаринова мне видится любовь Дуни и Минского. Им обоим хорошо. Это чувствуется по их позам: он что-то говорит ей и смотрит на неё долгим взглядом, она, склонив голову и приобняв его за плечо, внимательно слушает. От неё веет нежностью, в нём чувствуется уверенность и сила. Так сидят не сбежавшие и скрывающиеся любовники - так сидят любимые и любящие муж с женой. Шмаринов, мне кажется, хотел сказать - вслед за Пушкиным: да, так бывает (анекдот!), что любовь, начавшаяся авантюрно и не предвещавшая (по традиции) ничего доброго, в конце концов может превратиться в настоящее чувство. И мы знаем о счастливом продолжении их отношений. Такова Жизнь - непредсказуемая стихия! И об этом и повесть Пушкина ("новый узор по старой канве"), и рисунок Шмаринова! Потому для меня именно эта работа представляется наиболее выразительной и близкой по восприятию повести Пушкина.
В рисунке Косульникова и Добужинского - свидание любовников. Художники не верят в серьёзность отношений героев. У Косульникова поза Минского - поза опытного ловеласа - говорит о томности и, скорее, наигранной "усталости", вместо Дуни ему в руку можно вложить дорогую сигару или бокал аи. Обнимает он её небрежно и, пожалуй, нехотя. Его отношение к ней, видимо, сходит на нет, он сиди несколько отстранясь от неё, только лицо (пока ещё!) повёрнуто в её сторону (попробуйте повернуть это лицо в другую сторону!). И Дуня выглядит не любящей, а испуганной, будто пойманной с "поличным".
А у Добужинского и вовсе "картинка" неприличная... Я не могу объяснить, чем она мне не нравится, Видится мне в ней что-то вульгарное (надменно-самодовольный затылок Минского, его рука ниже талии Дуни), даже грубое.
Так что только Шмаринов!

Аватар пользователя Piratika
Piratika
Не в сети

Отличие изображений в уровне проработке деталей. 

Шмаринов. Самсон Вырин показан отдельно от пары, далеко, показан "лишним", ненужным, невидимым для пары. Эта иллюстрация кажется мне наиболее выразительной.

Косульников. Здесь дочь и отец встречаются глазами. Минский не видит посетителя. Выглядывающий из-за портрьеры Самсон Вырин не соответствует своему бесхитростному нраву.

Добужинский. Лица героев не отражают соответствующих эмоций. Отлично изображен интерьер меблированной комнаты.

Аватар пользователя Наталь_я
Наталь_я
Не в сети

Анализ иллюстраций

 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Натал_я, здравствуйте! Как всегда: четко, наглчдно, схематично:)) Здорово! Спасибо!

Аватар пользователя Наталь_я
Наталь_я
Не в сети

Надежда, благодарю за ваше мнение :) Мне нравятся творческие задания: хорошие приемы работы с фильмом и иллюстрациями. СПАСИБО!

Аватар пользователя Ika
Ika
Не в сети

Из предложенных иллюстраций наиболее яркой и правдоподобной мне представляется работа Шмаринова. Каждый из действующих лиц повести изображены с огромной выразительностью. Дуня и Минский в центре комнаты. Они увлечены друг-другом, девушка влюбленными глазами смотрит на гусара. Она явно чувствует себя счастливой и совершенно не помнит об отце. Несчастный Вырин видит дочь, он в растерянности. Отец не ожидал, что его Дуня может вести себя подобным образом. Что касается Минского- то вид его свидетельствует о полном довольстве собой, он важен, удовлетворен, и считает, что осчастливил Дуню. Эта иллюстрация подсказывает нам, что несчастный отец уже никогда не сможет вернуть свою дочь.

Аватар пользователя Ольга
Ольга
Не в сети

Спасибо за интересное задание, которым можно воспользоваться на уроке по повести.

Иллюстрация Д.Шмаринова, на мой взгляд, обещает вечное счастье двух влюблённых, в котором не может быть и мысли о том, чтобы причинить кому-то боль. И Минский на ней тоже очень гармоничен, нежен. Вряд ли в таком настроении человек способен выгнать отца любимой и причинить ей боль.

На иллюстрации Б.Косульникова мы видим взгляд Дуни, как-то вскользь брошенный в сторону отца. Эффекта неожиданности, потрясения нет.

А вот иллюстрация М.Добужинского отмечена потрясением Дуни, которая как будто вмиг вспомнила об отце, испугалась (вряд ли она сама успела понять - чего). Выражение лица Минского - выражение самодовольного человека, эгоистичного, который способен на холодное презрение и к Дуне, если интерес к ней пропадёт, если она ему наскучит своими переживаниями. 

Аватар пользователя Юлия_К
Юлия_К
Не в сети
 
 

Художники, каждый по-своему, показали в иллюстрациях разные грани личности главной героини.

У Шмаринова Дуня - красивая молодая девушка, которую "всякий похвалит, никто не осудит". Как вспоминал ее отец "... барин, какой бы сердитый, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает". На иллюстрации Дуня действительно прекрасна и топчущийся в дверях Вырин ею любуется.

Косульников показывает нам Дуню-кокетку, которая, по описанию самого автора, живя вместе с отцом, осознавала какое впечатление она производила на путешественников и соглашалась в сенях целоваться с проезжающими.

А Добужинский показывает Дуню, которая отмахивается от отца, в ужасе она упадет на ковер, но, очнувшись, не поедет к отцу, не объяснится с ним.

Несмотря на то, что иллюстрация Шмаринова нравится мне больше всего, наиболее выразительной считаю иллюстрацию Добужинского. Кажется, что на лице Дуни можно увидеть и недоумение, и некоторый испуг, и нежелание видеть отца, тем более оставлять Минского и возвращаться с отцом на станцию. Вполне возможно, что прочитав все это на Дунином лице ее отец и решил отступиться, а не жаловаться, как советовал ему приятель.

 
Аватар пользователя СолоденковаГалина
СолоденковаГалина
Не в сети

Добрый день, сокурсники. Добрый день, коллеги. Добрый день, организаторы.

В свободное от преподавания математики время я немножко"балуюсь" акварельными зарисовками. Видимо поэтому изначально обратила внимание на иллюстрации именно с художественной точки зрения. Мне больше близки скрупулезные прорисовки Шмаринова и Добужинского. Здесь есть что рассматривать, а когда взгляд "хочет" остановиться на картине, то это уже большая победа художника. Итак, для меня осталось выбрать из двух работ только одну... Разрежьте мысленно иллюстрацию Добужинского прямо по центру, отделив левую и правую части. Что мы видим? Слева - испуганная дама, вид которой говорит о том, что она увидела не иначе, как привидение. Справа человек, всем своим видом напоминающий какого-то просителя или даже слугу. Он скорее смотрит в пол и набирается смелости, прежде, чем высказаться. Не совсем ТО, что мы представляем, читая этот момент в произведении. Остается работа Шмаринова. Самое интересное, что трогательный персонаж, задающий тон всей картине, расположен художником в уголочке, что не очень свойственно для живописи. Но если хочется смотреть именно на эту часть иллюстрации, то значит основная цель её автором достигнута. 

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Спасибо, Галина! Математический взгляд как взгляд хирурга:)) Но зато точно!!

Аватар пользователя Анна Генералова
Анна Генералова
Не в сети

Каждая иллюстрация по-своему представляет героев.
1) Д.А.Шмаринов изобразил красивую влюблённую пару, увлечённую беседой, друг другом. Им больше никто не нужен. А в дверях, как проситель, стоит Самсон Вырин.
2) Б.М.Косульников показал Минского в центре: он здесь хозяин. Рядом с ним Дуня, готовая ему служить. Самсон Вырин словно подглядывает за ними. Мне кажется, что эта иллюстрация далека от текста повести.
3) М.В.Добужинский недвусмысленно говорит об отношениях Дуни и Минского: спальня, ширма, шпага у стены. Дочь видит отца и собирается упасть в обморок.
На мой взгяд, удачнее оказалась иллюстрация Д.Шмаринова: она ближе к пушкинскому тексту и авторскому мировосприятию. В мире А.С.Пушкина всё равно (несмотря на все проблемы) должны быть красота, любовь, оптимизм.

Аватар пользователя Надежда Валентиновна
Надежда Валентиновна
Преподаватель
Не в сети

Анна, спасибо!

Аватар пользователя Ирина
Ирина
Не в сети

Добрый вечер, коллеги!

Спасибо за задание, от которого вначале хотелось отмахнуться. Одна из двух сцен, обожаемых иллюстраторами (вторая - Дуня на могиле отца). Казалось бы, что тут нового. Дуня и Минский - в центре. Поза Дуни. Минский, не видящий смотрителя; Дуня, имеющая возможность его увидеть. Изящно, нежно, целомудренно. Пространство "занято" и обжито (везде интерьерные детали) молодыми героями. Не до смотрителя. Где же "прилепить" его фигурку? На рисунке Б. Косульникова - за портьерой. Изящество прорисовки счастливых любовников на подглядывающего Вырина не распространяется. (Если бы дали эту работу безадресно, каюсь, не признала бы знакомого сюжета.) Между Д. Шмариновым и М. Добужинским выбирать трудно. Но принципиальным оказывается именно вопрос со смотрителем.У Добужинского  он уже приговоренный и казнимый, "маленький" и виноватый. А у Шмаринова - еще только глядящий (издалека!) на чужое "счастье". Эта иллюстрация - моя) Может, еще и потому, что смиренный Вырин очень похож на сыгранного Николаем Пастуховым в фильме Сергея Соловьёва.

Пока вглядывалась: Дуня не успела приехать к отцу  или Вырин не дождался, пока дочь приедет? Дождался же тот, притчевый, который на приличных немецких картинках? Это старый и для меня трудный вопрос. Я его только сформулировала чуть иначе.