Вы здесь

Каким вы видите "национальный ландшафт"? Что он для вас означает? Найдите близкое для вас отражение этого вопроса...

32 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Ilia Shabanov
Ilia Shabanov
Ассистент преподавателя
Не в сети
Каким вы видите "национальный ландшафт"? Что он для вас означает? Найдите близкое для вас отражение этого вопроса...
Аватар пользователя Guiscardus
Guiscardus
Не в сети

Национальный культурный ландшафт - это закономерным образом организованное пространство жизни общности людей, идентифицирующих себя как один народ (народ неравно этнос, страна неравно государство).Собственно ландшафт формирует национальные черты территориальных общностей людей, которые преобразуют ландшафт, осваивая его утилитарно, семантически и символически. 
Весьма интересные наблюдения пространственной структуры КЛ Центральной России можно найти у С.В, Рогачева, трансформация советского антиландшафта детально описана В.Л. Каганским.

Аватар пользователя DiMa
DiMa
Преподаватель
Не в сети

Руслан, боюсь, что на таком высоком теоретическом уровне, обсуждение здесь не состоится. Спасибо за начало!

Аватар пользователя Laada
Laada
Не в сети

Я согласна с определением, который дали Вы в своих лекциях)..Радует, что даже религиозные мотивы коренных жителей не забыли..Именно-нужно ценить всё, что находится на территориях-и природу и культурно -исторические ценности..Встраиваться со своей промышленностью в существующие природно-культурные системы с минимумом ущерба для них..Ведь природно-культурная система-она живая, и подчиняется. имхо, законам развития всех подобных систем)..Спасибо ва за курс!! Было интересно и познавательно!

Аватар пользователя Эдуард
Эдуард
Не в сети

Национальный культурный ландшафт - понятие очень большое и обширное. Я в своей работе (https://www.rgo.ru/ru/article/novaya-kniga-pro-gusinoe-ozero-i-ego-okres...) писал, что на формирование культурного ландшафта Гусиноозерской котловины оказали влияние в XVIII в. два важнейших события - Великое Восточно-Сибирское землетрясение 1725 года и приход буддизма из Тибета. Таким образом начал формироваться буддийский культурный ландшафт. Надеюсь, что эта книга по исторической географии вас заинтересует.

Аватар пользователя DiMa
DiMa
Преподаватель
Не в сети

Эдуард, спасибо за пополнение списка дополнительной литературы). В нём я не указал конечно же много достойных авторов. Извиняюсь перед всеми! Но нельзя объять необъятное

Аватар пользователя DiMa
DiMa
Преподаватель
Не в сети

Предполагалось, что в ответ на этот вопрос (почему то он не полностью прописался) здесь будут выкладываться фотографии, произведения пейзажной живописи и т. п. с комментариями. А каким Вы видите "национальный ландшафт" России в нашем многонациональном государстве?

Аватар пользователя nativved
nativved
Не в сети

Сложную задачу Вы нам поставили:)

На самом деле, рассуждая над понятием "национальный ланшафт", я как историк по первой профессии постоянно сбиваюсь на термин идентичность...Причем в понимании локальной, региональной идентичности.Причем, проблема эта меня заинтересовала, как  ни странно, после того, как я по воле судьбы 5 лет назад переехала из Поволжья в Заполярье. Резкий контраст природно-географических условиях и в целом образа жизни людей заставил задуматься о том, что значит для нас, жителей региона то, что нас окружает, кем мы ощущаем себя как часть огромной страны. Как-то прочитала слова А. Солнцевой о нашем крае, оказавшемся "декорацией" для фильма "Левиафан" Звягинцева - "холодная и зловещая красота природы доминирует над человеком"..В этом смысле иллюстрацией подобного взгляда, как мне кажется, может быть картина начала ХХ века К. Коровина "Мурманский берег". (рисунок 1) Это, пожалуй, традиционное восприятие нашего края теми, кто не живет здесь, как и картинка из вышеназванного фильма...

А мне вспомнились мои впечатления от первой поездки по Кольскому полуострову...Дорога...Доты...Скалы...Траншеи,,,Пушки и танки...Памятные знаки, от мемориальных до самодельных...Пространство буквально напичкано этими следами мужества духа и стойкости...И единственная мысль - как же ЗДЕСЬ вообще можно было сражаться? Символичной, как мне кажется, является фотография Е.Халдея времен войны про оленя Яшу... И сегодня наш Север - это форпост России, стоящий на страже, как знаменитый мурманский Алеша, способный мощью и силой своей противостоять даже суровым условиям жизни

Аватар пользователя DiMa
DiMa
Преподаватель
Не в сети

Наталья, спасибо за интересное мнение! Да, вопрос сложный и где-то провокационный. Согласен, что региональная и локальная идентичность имеет определяющее значение. В Вашем случае мне интересно, что за 5 лет жизни на Севере у Вас сформировалась соответствующая северная (мурманская, кольская) идентичность. А как же родные ландшафты Поволжья)?

Аватар пользователя nativved
nativved
Не в сети

А родные ландшафты никуда и не делись) Как это ни странно, но ведь понятия "малой Родины" ведь никто и не отменял, не правда ли? Вспомните Симонова:

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Ну здесь - мне гораздо проще) Мои края  - то места, где творили многие русские художники, а потому Волга как пространство идентичности для меня сложности не составляет) Судьба учителя заносила меня в Сибирь и была ситуация, когда мои ученики интересовались у меня, действительно ли я видела великую русскую реку Волгу...тогда я не совсем поняла символичность вопроса - для многих Волга - символ Европейской России, в чем-то ее истории. Так что иллюстративный ряд - он тоже есть. И эта символика - водная гладь реки, лесные просторы, и регион, где живут люди созидающие. И как раз с точки зрения многонациональности - моя малая Родина весьма показательна, поскольку жить мне довелось на границе сразу трех республик - Марий Эл, Чувашии и Татарстана. Уникальные места как с точки зрения этнического многообразия, так и с точки зрения исторической. Эти земли помнят, как граничили с Киевской Русью, помнят власть правителей Волжской Булгарии и Золотой Орды. Здесь прошли войска Ивана Грозного и отряды Емельяна Пугачева. Это место, где удивительным образом сочетаются христианство, ислам и язычество. Наконец, здесь неуловимо тонка грань между сельским и городским, между трудом на земле и индустриальными гигантами.

Первая иллюстрация - И. Айвазовский "Волга у Жигулевских гор", яркий образ Волги 19 века, вторая - И. Левитан "Вечер на Волге". Сложно поверить, но и сейчас есть там места, где ничего не изменилось...

Третья, конечно, уроженец Вятской земли, И. Шишкин...Мачтовый лес в Вятской губернии

И современные художники - чувашский художник А.Алимасов "Волга-реченька" и марийский художник А. Санников "На страже Родины"...

Конечно, я больше воспринимаю проблему как историк, а не как географ, а уж точнее, как школьный учитель...но тема меня задела и заинтересовала...будем думать и использовать в работе)

Аватар пользователя DiMa
DiMa
Преподаватель
Не в сети

Спасибо за исчерпывающий ответ! Вы ответили на вопрос (задание) как он был сформулирован изначально: "Каким вы видите «национальный ландшафт»? Приложите фотографию или произведение пейзажной живописи. Что он для вас означает? Отразите в прозе или поэзии, собственных или близких вам авторов."

Я также считаю, что образ "национального ландшафта" у большинства людей будет ассоциироваться с ландшафтом малой Родины.

Аватар пользователя nativved
nativved
Не в сети

И еще мысль вдогонку)) Региональная идентичность не так уж сложно приобрести даже за 5 лет) Формула проста: изучить историю края, познакомиться с культурой и духовной жизнью региона...и напоследок, эмоционально и восторженно полюбоваться теми самыми ландшафтами - как природными, так и культурными)

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
Не в сети

Ландшафт означаеть политические границ, територии региона.

Аватар пользователя Loza
Loza
Не в сети

nativved, умница! 

Аватар пользователя Illusion
Illusion
Не в сети

Очень душевно!

Аватар пользователя Illusion
Illusion
Не в сети

Весь Левитан. Например, эти картины.

Аватар пользователя M
M
Не в сети

Понятие "национального ландшафта" имеет для моего устаревшего космополитического мировоззрения сомнительные коннотации национальной мифологии и соответствующую семиотику - "дядьМить" в ушанке, томно блуждающий среди берез вдоль широкой реки.

В качестве примера прилагаю фото из статьи http://www.perm.kp.ru/daily/25955/2896978/

 

Аватар пользователя DiMa
DiMa
Преподаватель
Не в сети

Ну да, согласен) А вот некоторые товарищи во времена, когда мы дружили с Советом Европы, пытались такой терминологией обогатить Европейскую ландшафтную конвенцию

Аватар пользователя Татьяна
Татьяна
Не в сети

Для меня «национальный ландшафт» это нечто вроде лоскутного одеяла, пазла, в котором образ малой родины – это только один из элементов целого. Целого, которое «аршином общим не измерить». Под целым понимаю территорию государства, в котором живу. Потому что, что такое «национальный», я не знаю. Имеющий отношение к нации/национальности? Но какой? К каким? Тёмный лес «воображаемых сообществ». Мне комфортнее мыслить в границах государства.

Село, в котором я выросла и окончила школу, известно как родина Григория Распутина. Но с его культурным ландшафтом связаны и другие смыслы, во многом благодаря тому что находится оно на Тобольском тракте.

Помнит тракт и Кучумово войско,
Что кружило в набегах лихих.
Арестантских колонн до Тобольска
Звон кандальный еще не затих,
Поселился в берёзах навеки
И звенит золотистой листвой…
Декабристский бунтарь Кюхельбекер
Заезжал на Покровский постой.

Это из какой-то местной книги по краеведению. К сожалению, не знаю, кто автор. Строки помню с детства.

Другие элементы пазла складываются из путешествий/поездок по России. Это мои ощущения, эмоции, опыт восприятия пространства, узелки памяти. Я люблю путешествовать.

Помню первые романтические поездки на Кавказ, во многом созвучные лермонтовским мыслям:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! ...Вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!»

Помню труднодоступный Абаканский хребет, на лыжах, с которого открывается потрясающий вид на Западный Саян и невольно вспоминается Заболоцкий:

В воротах Азии, среди лесов дремучих,
Где сосны древние стоят, купая в тучах
Свои закованные холодом верхи;
Где волка валит с ног дыханием пурги…
Где самый воздух, острый и блестящий,
Дает нам счастье жизни настоящей...

По большей части в моем представлении «национальный ландшафт» – это разнообразные природные пейзажи, будь то снежно-суровые национальные парки Южного Урала, медвежьи красоты Южно-Камчатского заказника, извергающийся Плоский Толбачик на севере полуострова или отроги неведомого «хрустящего» Хамар-Дабана с побережья «священного моря» Байкала…

В мешочек сердца положи
Не что-нибудь, а эту жизнь,
Ведь будут тысячи столиц
Перед тобою падать ниц.
И будут тысячи побед,
А снится все-таки тебе
Одно и то же: сквозь туман
Хрустит хребет Хамар-Дабан.

(Ю. Визбор)

Хотя моя картина «национального ландшафта», наверное, будет неполной без ландшафтов населенных пунктов -- столичных Москвы и Петербурга, маленького Абалака, далёкого Петропавловска-Камчатского и многих других. Картина постоянно меняется и наполняется новыми смыслами, связями, в ней много личного.

Простите, что ответа в научном дискурсе не получилось, но я не знаю, как об этом писать :)

Фотографии и рисунки мои.

Аватар пользователя DiMa
DiMa
Преподаватель
Не в сети

Очень душевно и красиво! Спасибо, Татьяна!

Аватар пользователя Illusion
Illusion
Не в сети

Невероятно красиво! Потрясающе!

Аватар пользователя Tatiana
Tatiana
Не в сети

Вот так можно представить культурный ландшафт соцгорода

Аватар пользователя Tatiana
Tatiana
Не в сети

Социокультурный ландшафт соцгорода

Аватар пользователя Galka
Galka
Не в сети

Какие милые иллюстрации, хорошо, когда есть что вспомнить про природный "национальный ландшафт", а что делать нам, коренным москвичам? Весь городской ландшафт поменялся на глазах за какие то 15 лет, и совецкий серый город, чьи районы напоминали маленькие деревни, где все друг друга знали, где было мало чужаков, потому что приезжих распределяли "по лимиту", с настоящими парками, практически сохранявшими естественный природный облик вдруг превратился в чудовищно дымящего левиафана, поглощающего любое свободное пространство высотными термитниками, нетерпящего покоя и тишины. Перенаселение, входные группы и плитка, плитка, плитка. Фотографии приводить не буду, любой, погуглив, сможет найти фото старой Москвы.

Аватар пользователя Liberman Mikhail
Liberman Mikhail
Не в сети

Galka, не совсем понятен Ваш посыл. Времена меняются, меняется и город. 

Да, конечно, нужна защита и охрана памятников архитектуры, нужно сохранение и приумножение зелёных зон. Нужно и соблюдение правил землепользования и застройки, грамотный генеральный ген. план. 

Но нельзя взять и законсервировать реальность ушедшей эпохи. Это невозможно, да и эпоха была, мягко говоря, своеобразная. 

Про "лимит" вообще не понял. Вы предлагаете ограничить возможность гражданам России свободно перемещаться по территории страны? 

Аватар пользователя Galka
Galka
Не в сети

Михаил, раньше в Москву можно было попасть "по лимиту", если ты не коренной житель, моё личное мнение в этом предложении не высказывалось, поэтому не надо провоцировать и додумывать за других)) Если вам нравится жить в городе, куда съехалось полстраны, на грани экологической катастрофы - вперед, подышите, потолкаетесь, порадуетесь новой эпохе российского необузданного капитализма. Если вы найдете в Москве грамотный генплан - ты вы плохо информированный оптимист, и то что нужно городу у людей не спрашивают. Консервировать реальность ушедшей эпохи почему то удалось многим городам Европы, исторические центры Баварии, Париж, Прага, сотни туристов с удовольствием посещают и смотрят. У нас тоже на 1990 год много чего осталось, что впоследствии было уничтожено, так что гуляйте по ТЦ Москвы, смотрите на тряпки и радуйтесь новой эпохе!

Аватар пользователя Liberman Mikhail
Liberman Mikhail
Не в сети

Galka, отчасти Вас понимаю. Провоцировать у меня и мыслях не было, просто хотел понять Вашу позицию. На мой взгляд, Ваша позиция излишне эмоциональна. Мы переходим к разговору в плоскости абстрактных и неконкретных обсуждений, чего хотелось бы избежать. 

То, как трансформировалось Москва и ближайшее Подмосковье за последние 25 лет, является результатом сложных социально-экономических процессов во всей стране. Сверхконцентрация ресурсов в условиях рыночной экономики и ослабления государства привела к тем печальным последствиям, о которых Вы говорите. 

И да, я полностью согласен с тем, что точечная лужковская застройка не лезет ни в какие ворота. И да, ТРЦ на площадях перед вокзалами похожи на каких-то архитектурных монстров, которые никак не украшают город. 

Но мы живём в той реальности, в которой живём и, наверное, стоит скорее подумать о том, как эту реальность сделать лучше. А не том, как же всё было хорошо в Москве в 1990 году. 1990 год не вернуть назад. 

p.s. Может быть, прозвучит странно, но хотелось бы напомнить, сколько объектов культурного наследия городские ландшафты Москвы утратили к 1990 году и насколько сильно пострадал центр города от радикальных градостроительных действий советских властей, ликвидировавших исторические стены Китай-города, Зарядье, прорубивших Калининский проспект прямо сквозь историческую застройку и даже подумывавших разобрать Покровский собор на Красной площади, чтобы не мешал проведению парадов. 

Аватар пользователя Illusion
Illusion
Не в сети

Старая Москва перестала существовать в том самом виде, по которому мы ностальгируем, когда там перестали жить люди. Ведь они создавали дух этих уютных московских двориков. По большей части это были коммуналки, поэтому люди, в основном, с радостью разъехались по просторным отдельным квартирам. Да, коммерсанты, конечно, прилагали руку, чтобы расселять дома. Когда бываю в центре, с грустью смотрю на пустынные бульвары, красиво украшенные, но никому не нужные. Представляю, как мои родители играли здесь в детстве.

Но попытки сохранить старую Москву все-таки предпринимаются. Это Хитровка. Когда-то здесь была Хитровская площадь с рынком, где собирался, по большей части, всякий сброд, но это было настоящее народное место. В советское время вместо площади воткнули техникум (Надо же до такого додуматься!), и старые домики вокруг совсем стали незаметны. Но несколько лет назад, и именно с целью сохранить исторический облик, техникум снесли и сделали сквер. И вот он - кусочек настоящей исторической Москвы:

То, что было (с техникумом):

Аватар пользователя Illusion
Illusion
Не в сети

То, что стало, и то, что было:

Аватар пользователя Liberman Mikhail
Liberman Mikhail
Не в сети

Полностью с Вами согласен. И на Хитровку, и в исторический район Ивановской горки последние год-два года захожу во время пеших прогулок с большим удовольствием. Дух Москвы Гиляровского, как мне кажется, можно уловить именно здесь. Особенно, если руководствоваться описаниями из его книги "Москва и москвичи")

Аватар пользователя Illusion
Illusion
Не в сети

Кстати, про Париж. Там тоже духа того Парижа уже нет. Немного остался только на Монмартре.

Аватар пользователя Liberman Mikhail
Liberman Mikhail
Не в сети

В общем, да. Разве что ещё на кладбище Пер-Лашез обитает этот самый "дух". 

Фото из личного архива.