Вы здесь

Арт-сообщества Петербурга и Берлина: культурное производство в городских пространствах и культурное производство городского пространства

Лекция
Предмет:
Дата записи:
27.11.13
Дата публикации:
27.11.13
Код для блога:

Доклад посвящен специфике социокультурных пространств двух больших европейских городов – Санкт-Петербурга и Берлина – как арен взаимодействия арт-сообществ и их публик. Эти пространства играют важную роль в актуальном искусстве, выступая одновременно и контекстом, где происходит экспонирование художественных произведений, и объектом творческого переосмысления и трансформации.

Опираясь на результаты сравнительного кейс-стади, автор рассматривает такие важнейшие характеристики городских контекстов, как уровень государственной и негосударственной поддержки творческих инициатив, степень культурного разнообразия городского населения, масштаб и открытость рынков актуального искусства, институционализация дискурсивного поля, сложившегося на этих рынках, общедоступность городских публичных мест, а также готовность властей и жителей к художественным трансформациям городских ландшафтов. Именно эти характеристики во многом определяют ориентацию арт-групп на активное освоение публичных мест, переосмысление культурного смысла этих мест, сотрудничество с местными сообществами и изменение городской планировки или, напротив, заставляют художников ограничиться традиционными экспозиционными площадками (галереями, лофтами) и сконцентрироваться на признании в узком кругу профессионалов и ценителей.

Анализируя конкретные проекты изученных арт-сообществ, докладчик демонстрирует, что креативные инициативы и петербургских, и берлинских художников лишь незначительно меняют социокультурные ландшафты городов – но по разным причинам. Если петербургские художники лишь начали осознавать возможности искусства по социальному конструированию пространства и созданию уникальной идентичности городских мест, то представители берлинского арт-мира, напротив, уже пережили увлечение идеей креативных городов и теперь стараются не навязывать публикам свое видение городских мест, считая это разновидностью нового колониализма.