Вы здесь

Обсуждение второй главы. О значении цветов

4 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Анастасия
Анастасия
Лекториум
Не в сети
Обсуждение второй главы. О значении цветов

Сочетание белого, черного и красного цветов традиционно встречается в похоронных и свадебных обрядах. Как вам кажется, какое значение приобретает это цветовое сочетание в поэме А. Блока «Двенадцать»?

Аватар пользователя Юлия Анатольевна
Юлия Анатольевна
Не в сети

В поэме А. Блока сочетание белого, черного и красного напрямую связано с традиционными русскими обрядами. Между похоронами и свадьбой так много общего! И это  - переход в новую жизнь, собственное качественное изменение и изменение миропорядка. Чтобы воскреснуть, нужно умереть, чтобы стать женой, надо распрощаться с девичеством, чтобы построить новый мир, надо разрушить старый. Белый, черный и красный самые хорошо различимые для человеческого глаза цвета. В поэме Блока они разорваны на куски и разбросаны по городу. Во Вселенной и Петрограде царит хаос, это он произвольно разукрашивает будущее людей. Это будущее никому не дано предугадать, а вот избранным дано услышать. Цвет и звук в поэме слиты воедино. У каждого цвета традиционно много трактовок (белый - это и чистота, и пустота, и новая жизнь, и тот свет; красный - это и сила и болезнь, это жизнь и смерть одновременно, в сочетании с белым - это жизнь, в сочетании с красным - погребение; а черный - это и смерть,  и вечность, и ничто, и все цвета сразу). На мой взгляд, поэма "Двенадцать" - некий калейдоскоп, в котором любой читатель, чуть изменив угол зрения, видит каждый раз новую цветную картину мира.

Аватар пользователя AnyaKS
AnyaKS
Не в сети

Самая очевидная ассоциация, что приходит в голову про красный цвет у Блока в "Двенадцати" - это власть коммунизма с многочисленными красными знамёнами, плакатами, и кровь, ценой которой он пришёл к власти. "Чёрная злоба" становится святой, ибо переосмысляется действующий режим как молох, бездушная огромная обезличивающая машина. Это и Красная армия, в которую идут "буйну голову сложить", и неоднократный символ вина, разгула, забавы. Дополняет образ красного цвета родинка пунцовая и шрам Катьки, как страсть и насилие (здесь - вызванные плотской любовью к Катьке), живущие одновременно, порой, в одних и тех же людях.

  Чёрный и белый цвета в фразе "Чёрный вечер, белый снег" даны не в противопоставлении, а дополняют друг друга до общей картины. Поп в чёрной рясе "нынче не весёлый", помазанники Божьи нынче не в почёте. Когда-то патриарх благословлял царя на царство, а вот уже скоро настанут времена гонения священнослужителей. Образ смерти "Ты лети, буржуй, воронышком" обыгрывается в соседстве со смертельно красивой чернобровушкой, и указывает на близость к последующему священному обряду отпевания, панихиды. Чёрный в поэме - также цвет греха ("Ночки чёрные, хмельные"), что может апеллировать к религии как греху, чему-то несовместимому с вступившим в силу действующим режимом.

    Над всеми крутит, порхает, завивается белый снег, как наблюдатель, который всё видит, который может и заморозить, и скрыть, и очистить.  Белый цвет жемчужных зубов Катьки перекликается со "снежной россыпью жемчужной" как символом редких островков, обломков красоты. В конце воскресение светлого, чистого олицетворяет Иисус "в белом венчике из роз", что отсылает и к элементу свадебного обряда, и к образу смерти, прозрачному потустороннему миру, Царству света.

   Как отметила Юлия, семантика каждого из цветов многолика. Как многолика и сама жизнь в разных проявлениях, ситуациях, событиях.

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
Не в сети

Красный цвет, самый яркий, насыщенный, эмоциональный и провоцирующий и мощный. Он никого не оставляет равнодушным. Он, как символ огня и движения, может вызвать разные ощущения. В сочетание с белым и чёрным она становится ещё более ярким и выразительным. Это классика, наша история, которая уходит далеко своими корнями. Это сочетание подчёркивает индивидуальность. В поэме "Двенадцать" их нужно собрать воедино, т.к. они повсюду, но разорваны друг от друга. Главные цвета для Блока - белый и красный. У А. А. Блока белый цвет и его оттенки: снежный, бледно-белый, светлый, ясный, жемчужный, — означают смерть, тоску, холод, отчужденность. Белизна становится ключевым понятием в его стихах, также как и у других символистов. Белый снег — это символ новой жизни, очищения. Белому цвету у Блока всегда сопутствует красный. Есть предположение, что красный цвет был первым, замеченным людьми. Древнейшие мифы связывали с красным сотворение человека. У русских крестьян XIX — начала XX веков свадебный наряд был красным. Традиционные значения красного цвета — это любовь, страсть, тепло, радость, мощь. Красное в народной культуре противопоставлено белому как не белое, окрашенное. Это цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и в то же время цвет потустороннего мира. Красный цвет использовался в древности как оберег, символ жизни, здоровья. Считалось, что он защитит от змеи, мышей, волка, отгонит злых духов и непогоду. Он связан с огнем и кровью, его значение проявляется в словах «красивый, ценный, прекрасный, парадный». «Женщины в красном» по народным поверьям — вестницы несчастья. «Белое» и «красное» в поэме «Двенадцать» — это, по утверждению критиков, дуализм Космоса и Хаоса, Пути и Беспутства, Бога и Дьявола, Христа и Антихриста.Поэма, долгое время воспринимавшаяся как революционная, имеет более глубокое значение. Но это поэма более религиозная, чем революционная, и символический «белый венчик из роз» — это мистическая белая роза, святая кровь. Блок соединяет в одно белое и красное, святость и кощунство. Неудержимая стихия, выразившаяся также и в карнавальной стилистике поэмы — вот что выражает в поэме красный цвет. Красный флаг — это символ победного конца и кровавого настоящего. Черный цвет воспринимается чаще всего негативно — это символ зла, в противоположность белому — цвету добра. Он символизирует гордыню, тайную зависть, злобу, подлость. Древние индусы связывали черный цвет с состоянием угнетенности. Это цвет темноты, печали, смерти, скорби, траура. Черным цветом в поэме Блока окрашены ветер, небо, «черная, черная злоба в груди», ремни винтовок.

Все три цвета в поэме отражают время. Черный цвет — цвет черного прошлого, красный — это кровавое настоящее и белый — это светлое будущее. Я дума, что богатая система образов и символов позволяет автору показать переход от хаоса прошлого к гармоничному будущему.