Вы здесь

Творческое задание 5 к главе 3

11 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Аватар пользователя Настя
Настя
Лекториум
Не в сети
Творческое задание 5 к главе 3

Одним из самых ярких в русской поэзии стихотворений, посвященной бабочкам, является стихотворение А.А. Фета «Бабочка». На наше счастье сохранилась завершенная черновая редакция этого стихотворения.

Придумайте вопросы и задания на сопоставление редакций этого стихотворения, которые, с одной стороны, способствовали бы развитию читательского воображения, с другой – позволили бы адекватно интерпретировать авторскую концепцию и, с третьей – «реконструировали» при анализе стихотворение античный миф о бабочке – душе.

Черновая редакция

Итоговая редакция

Ты прав. Одним счастливым очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с пушистым одеяньем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда прилетела? —
Тебя прошу.
Здесь на цветок я легкий села
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот пышные опять раскину крылья
И улечу.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Аватар пользователя Катерина
Катерина
Не в сети

В чем отличие черновой редакции от итоговой? Какой семантикой обладают слова " миганием", "спешу", "вот-вот", "сверкнув"? Какой вопрос главный? Какое название вы бы дали стихотворению?  (Ответ: автор подчеркивает сиюминутность, скоротечность жизни. мгновенность). Вопрос: Надолго ли? акцентирует внимание на ценности коротких радостей жизни (не случайно бабочка является символом души - жизни).

Аватар пользователя lm1404lm
lm1404lm
Не в сети

1. Какие изобразительно-выразительные средства были в черновом варианте и в чистовом? Что изменилось в смысловом отношении? Где было выразительнее, ярче? 

2. Определить размер в вариантах.

Аватар пользователя Бахар
Бахар
Не в сети

Как изменилось стихотворение, почему автор использовал именно эти слова? Изменился ли смысл стихотворения? 

Аватар пользователя Приморочка
Приморочка
Не в сети

1.Укажите количество строф в стихотворении.
2.Раскройте лексическое значение слов "счастливый" и "воздушный". Подумайте, по какой причине можно было заменить одно слово другим?
3.Меняется ли кол-во ударных и безударных слогов в третьей строфе? Проследите за размером стиха в двух редакциях.
4. Выполните синтаксический анализ 6 строфы в двух редакциях.Подумайте, почему повествование сменилось вопросом.Меняется ли эта замена смысл первых пяти строф?
5.Раскройте лексическое значение слов "села" и "опустилась". Какое из этих слов  кажется вам более точным и верным - почему?
6. Как вы понимаете употребление слов "вот" и "вот-вот" в 11 строфе, в чем отличие?
7.Почему я утверждаю, что имя Психея тесно связано с данным произведением?
8.По каким признакам можно угадать время года в стихотворении?
9.Как вам кажется, удалось ли поэту  передать порхание бабочки, легкость ее полета и с помощью каких средств?
10. Какая из редакций вам ближе и понятнее, почему?

Аватар пользователя Galina
Galina
Не в сети

1. Сравните эпитеты черновой редакции и окончательного варианта. Объясните замену (акцент на воздушности, хрупкости жизни).

2. Во второй строфе поэт меняет глаголы: прилетела - появилась (таинственность, ощущение чуда, эфемерности, хрупкости, недолговечности), всё это усиливается следующей заменой: села - опустилась.

3. Почему из 3-й строфы поэт убирает эпитеты?

4. Какое значение в заключительной строфе приобретают "вот-вот", сейчас", "сверкнув", "раскину"? Не случайно каждое слово взято отдельно. Обратите внимание на то, что и деепричастие и глагол совершенного вида, то есть действие уже совершённое, хотя мы бабочку ещё видим.

5. Что напоминает графическое изображение стихотворения? Оно осталось неизменным (крылья бабочки расправленные, а возможно, мы видим, как бабочка складывает и расправляет крылья, в любой момент готовая улететь).

6. Осталось неизменным и обращение. Почему?

Аватар пользователя Marija
Marija
Не в сети

1. Сравните черновой и беловой варианты, найдите слова, которыми они различаются. Объясните эти различия!

2. Меняется ли графическая форма вариантов стихотворения?

Аватар пользователя Евгения Бартенева
Евгения Бартенева
Не в сети

1. Однозначное сравнение редакций по лексическому, морфологическому и  семантическому составу.

2. Как поэт передает ощущение хрупкости?

3. Можно ли назвать А.А. Фета импрессионистом? Если да, то почему?

4. Как бы вы назвали это стихотворение? или Подберите название из произведения "Фауст" Гёте.

5. Как вы думаете, зачем поэт чередует длинные и короткие строки стиха?

6. Как вы понимаете строки: 

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?

Можно ли дышать без цели? Зачем нужна такая жизнь?

7. Как вы думаете, куда улетит лирическая героиня? 

Аватар пользователя Марина_Васильева
Марина_Васильева
Не в сети

Мне очень понравились вопросы. предложенные участниками форума, особенно в комментарии пользователя  # Приморочка. Во многом с ней согласна. Предлагаю свои вопросы: 1) Стихотворение бабочка – зарисовка с натуры. В каком варианте она кажется вам более воздушной? (Там, где слово "счастливый" заменено на "воздушный"; 2) В строке "Не спрашивай, откуда прилетела..." Последнее слово заменено на "появилась" С какой целью? Как расширяются в данном случае  границы образа?  (здесь видится уже не только образ бабочки, но и образ женщины, которые  сливаются воедино) 3)В какой форме ведется повествование? ( Стихотворение напоминает диалог или, точнее говоря, его продолжение. Как будто автор спрашивал у бабочки, откуда она, куда спешит и надолго ли прилетела).

И еще.. я бы предложила дополнительно прочитать стихотворение В. Набокова "Бабочка" и сравнить его со стихотворением А. Фета:

В. Набоков Бабочка (Vanessa aniiopa)

     Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,

     вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой

     сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен

     вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.

     Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,

     то припадая к коре, то обращаясь к лучам...

     О, как ликуют они, как мерцают божественно! Скажешь:

     голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.

     Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!

     Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.

     Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,

     крылья узнаю твои, этот священный узор.             1917--1922

 

1. Почему стихотворение В. Набокова имеет подзаголовок на латинском языке?

2. В чем можно сопоставить эти два стихотворения? В чем они схожи? Чем различаются

3. какое стихотворение, на ваш взгляд более  лирично? Почему?

4. Можно ли представить лирического героя стихотворения В. Набокова собеседником бабочки из стихотворения А.Фета?

Аватар пользователя Nevskaya
Nevskaya
Не в сети

... как от увлечения внешним "обликом" в начальной редакции поэт приходит к описанию внутреннего состояния свой "героини"?

Аватар пользователя SVF
SVF
Преподаватель
Не в сети

Коллеги, большое спасибо за интересные задания к сопоставлению вариантов стихотворения А.А. Фета. Моя коллега И.Л. Шолпо предлагала опосредованное сравнение через устное словесное рисование: "нарисуйте" словами образы бабочки, который возникает в вашем воображении при чтении черновой и окончательной редакции стихотворения. Это будет один и тот же образ или разные?